Елена КОРЖАЕВА: «У каждого фильма – своя история»

871

Пан­де­мия изме­ни­ла мно­гие сфе­ры при­выч­ной жиз­ни людей, в том чис­ле куль­тур­ные. Испол­ни­тель­ный дирек­тор ком­па­нии по фести­валь­но­му про­дви­же­нию филь­мов «CinePromo» Еле­на Кор­жа­е­ва рас­ска­за­ла «Арт­Мос­ко­вии» о том, что в насто­я­щее вре­мя про­ис­хо­дит в сфе­ре кино.

– Что про­ис­хо­дит в усло­ви­ях пан­де­мии на рын­ке кино­ин­ду­стрии корот­ко­го метра?

– Мы в пан­де­мию не верим и про­сто рабо­та­ем даль­ше: за вре­мя каран­ти­на мы успе­ли про­ве­сти мно­же­ство удач­ных ютуб-пре­мьер корот­ко­мет­раж­ных филь­мов, в том чис­ле сов­мест­но с наши­ми парт­не­ра­ми «Искус­ством кино», Кино-Театр.ру, «Кино­афи­шей» и пр., полу­чи­ли ряд фести­валь­ных селек­ций и наград, вклю­чая круп­ные смот­ры, домон­ти­ро­ва­ли несколь­ко интер­вью с пред­ста­ви­те­ля­ми рос­сий­ской кино- и теле­ин­ду­стрии и даже запи­са­ли 2 скайп-сес­сии о ковид-ситу­а­ции в США и Бела­ру­си, заклю­чи­ли оче­ред­ные дого­во­ра с раз­лич­ны­ми VOD-плат­фор­ма­ми и кана­ла­ми, заин­те­ре­со­ван­ны­ми в корот­ком метре. 

– Вы успеш­но зани­ма­е­тесь про­дви­же­ни­ем режис­се­ров, рас­ска­жи­те подроб­нее, это толь­ко фестивали?

– Нет, не толь­ко. Сей­час фести­ва­лей не все­гда доста­точ­но, и нуж­но про­бо­вать дру­гие инстру­мен­ты, в том чис­ле поз­во­ля­ю­щие моне­ти­зи­ро­вать корот­кий метр: ютуб-про­дви­же­ние, PR, кино­те­ат­раль­ный про­кат, VOD-плат­фор­мы, про­да­жи на теле­ка­на­лы (даже если это очень сим­во­ли­че­ские день­ги или вооб­ще бесплатно). 

– Есть ли у вас какой-то отбор в выбо­ре тех, кого вы продвигаете?

– К сожа­ле­нию, мы берем не всё: преж­де все­го, мы ста­ра­ем­ся не обна­де­жи­вать авто­ров, обе­щая им Канн­ский фести­валь и Сан­денс вме­сто более реа­ли­стич­но­го сце­на­рия. Так­же со мно­ги­ми фести­валь­ны­ми отбор­щи­ка­ми и кура­то­ра­ми мы рабо­та­ем напря­мую и не можем предо­став­лять им низ­ко­проб­ный контент. 

– Сей­час мно­гие меро­при­я­тия отло­же­ны и отме­не­ны, что про­ис­хо­дит с кино­фе­сти­ва­ля­ми? Мно­гие пере­шли на онлайн-формат?

– Нет, немно­гие. Конеч­но, были те, кото­рые (пси­ха­ну­ли) и отме­ни­лись или про­шли онлайн в мар­те — апре­ле, изряд­но попор­тив дис­три­бью­ци­он­ные пер­спек­ти­вы филь­мов, ото­бран­ных в их про­грам­мы, но в основ­ном смот­ры пере­но­си­лись на лето и осень, какие-то состо­я­лись офлайн уже в кон­це апре­ля — мае. В Бела­ру­си вооб­ще почти ниче­го не сто­пи­лось. А сколь­ко полез­ных и не очень зумов мы успе­ли про­ве­сти во вре­мя карантина?!

Локар­но и Канн­ский фести­валь, тра­ди­ци­он­но зада­ю­щие кино­трен­ды, заяви­ли об абсо­лют­ной невоз­мож­но­сти про­ве­де­ния в 2020. Послед­ний частич­но анон­си­ро­вал про­грам­му, состо­я­лись ютуб-пока­зы его кон­курс­но­го корот­ко­го мет­ра (и это, ско­рее, плюс), так­же, веро­ят­но, часть Канн­ской про­грам­мы мы уви­дим в рам­ках дру­гих круп­ных смот­ров уже на боль­ших экранах. 

Сей­час ситу­а­ция с фести­валь­ным дви­же­ни­ем посте­пен­но нор­ма­ли­зу­ет­ся, и офлайн-смот­ры (как пра­ви­ло, евро­пей­ские) всё чаще пуб­ли­ку­ют рас­пи­са­ние кино­те­ат­раль­ных пока­зов. Разу­ме­ет­ся, о поезд­ках за рубеж, кото­рые явля­ют­ся важ­ной состав­ля­ю­щей про­дви­же­ния филь­ма и нала­жи­ва­ния инду­стри­аль­ных свя­зей, еще гово­рить рано в свя­зи с обще­ми­ро­вы­ми лок­дау­на­ми, но есть и хоро­шие ново­сти: обя­за­тель­но будут Коро­че, Кино­тавр, Теле­ма­ния, фести­ва­ли в Кры­му и Пите­ре; мы так­же очень ждем Мос­ков­ский Меж­ду­на­род­ный фести­валь и Венецию.

– Давай­те немно­го пого­во­рим о циф­рах. Мно­гие начи­на­ю­щие талант­ли­вые люди не обла­да­ют боль­ши­ми сред­ства­ми. Какая мини­маль­ная сум­ма долж­на быть для того, что­бы поз­во­лить себе взно­сы на зна­чи­мые кинофестивали?

– Про­дви­же­ние корот­ко­го мет­ра нуж­но закла­ды­вать в про­из­вод­ствен­ную сме­ту с само­го нача­ла, что­бы не ока­зать­ся в пре­сло­ву­той ситу­а­ции, когда фильм готов, а финан­сов на даль­ней­шее не оста­лось – всё «съе­ли» услов­ные цве­то­кор и звук.

Даже если вы не пла­ни­ру­е­те рабо­тать с фести­валь­ны­ми аген­та­ми, вам в любом слу­чае при­дет­ся выде­лить сум­мы на оформ­ле­ние ПУ, без кото­ро­го любые пуб­лич­ные пока­зы на тер­ри­то­рии РФ явля­ют­ся неле­галь­ны­ми (кро­ме фести­ва­лей, кото­рые вошли в реестр Мин­куль­та), про­фес­си­о­наль­ные суб­тит­ры (не делай­те само­сто­я­тель­но, это все­гда полу­ча­ет­ся пло­хо, и ваши уси­лия по вза­и­мо­дей­ствию с зару­беж­ным рын­ком стре­ми­тель­но идут в тру­бу эко­ном-клас­са), взно­сы (сей­час 99,9% фести­ва­лей плат­ные – от 2 — 15 дол­ла­ров и выше), созда­ние посте­ра и DCP-копии. Полез­но поду­мать о PR и онлайн-пре­мье­ре – это тоже очень мощ­ные инстру­мен­ты про­дви­же­ния ваше­го автор­ско­го портфолио. 

– Что про­ис­хо­дит после дости­же­ния опре­де­лен­но­го коли­че­ства наград? Куда идет режис­сер дальше?

– У каж­до­го филь­ма – своя исто­рия, и у каж­до­го режис­се­ра – тоже свой путь. 

Ино­гда всё реша­ет не коли­че­ство фести­валь­ных селек­ций и наград, а их каче­ство. Ино­гда – нет: сколь­ко участ­ни­ков Канн­ско­го фести­ва­ля или Бер­ли­на­ле погру­жа­лись в про­фес­си­о­наль­ное небы­тие или ухо­ди­ли из профессии?! 

Мно­гое зави­сит от лич­ных уси­лий авто­ров. Важ­но не бро­сать, если ниче­го не полу­ча­ет­ся, воз­рож­дать­ся из пеп­ла, как мифо­ло­ги­че­ский феникс, про­бо­вать новые инстру­мен­ты про­дви­же­ния, ездить на важ­ные смот­ры, даже если фильм не попал в их кон­курс­ные про­грам­мы, нахо­дить воз­мож­но­сти зна­ко­мить­ся и общать­ся с кол­ле­га­ми, смот­реть то, что дела­ют другие.

– Как бы вы оха­рак­те­ри­зо­ва­ли про­фес­си­о­наль­ное состо­я­ние моло­дых рос­сий­ских специалистов?

– Я бы ска­за­ла так: визу­аль­ная часть почти все­гда на высо­ком уровне, содер­жа­тель­ная – на три с плю­сом. Веро­ят­но, моло­дым рос­сий­ским авто­рам (осо­бен­но это каса­ет­ся реги­о­наль­но­го кино) не доста­ет начи­тан­но­сти, насмот­рен­но­сти или вре­ме­ни отре­флек­си­ро­вать своё выска­зы­ва­ние. Воз­мож­но, это нор­ма: «гений — ред­кость сре­ди талантов». 

Вме­сте с тем, появи­лись Кан­те­мир Бала­гов, Кира Кова­лен­ко, Вла­ди­мир Бито­ков – при­зе­ры и участ­ни­ки круп­ней­ших миро­вых смот­ров. Я уве­ре­на, ско­ро заявят о себе в пол­ном мет­ре Хава Мухи­ева, Юлия Тро­фи­мо­ва, Оль­га Диб­це­ва – их корот­ко­мет­раж­ные филь­мы ста­ли фести­валь­ны­ми хита­ми в 2018 — 2020. Огром­ное чис­ло режис­се­ров, еще недав­но дебю­ти­ро­вав­ших в корот­ко­мет­раж­ном фор­ма­те, сей­час сни­ма­ют каче­ствен­ное ком­мер­че­ское кино и сери­а­лы: Илья Аксе­нов («Мир! Друж­ба! Жвач­ка!»), Бай­бу­лат Батул­лин («Боль­шая игра», «Чума»), Даша Чару­ша («Мара­фон жела­ний»), Алек­сей Нуж­ный («Оль­га», «Я худею», «Толя-робот») и пр. Упор­ство и талант про­би­ва­ют самые тол­стые стены!

Фото из лич­но архи­ва Еле­ны КОРЖАЕВОЙ

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.