Франция в четыре руки

633

Фор­те­пи­а­но – без­услов­ный лидер музы­каль­но-инстру­мен­таль­но­го кон­церт­но­го про­стран­ства. Коли­че­ство про­из­ве­де­ний, напи­сан­ных для него – бес­счёт­но, пер­спек­ти­вы – без­гра­нич­ны. Ведь этот инстру­мент в сво­их воз­мож­но­стях скры­ва­ет целый оркестр, кото­ро­му под­власт­но всё. Един­ствен­ное огра­ни­че­ние – нали­чие все­го двух рук у испол­ни­те­ля. Но, как ока­за­лось, и этот «недо­ста­ток» устра­ним. 23 мая 2019 года в Доме-музее Скря­би­на (Москва, Боль­шой Ново­плес­ков­ский пер., д. 11) про­зву­чат про­из­ве­де­ния фран­цуз­ских клас­си­ков музы­ка, напи­сан­ные для испол­не­ния на фор­те­пи­а­но в четы­ре руки. За роя­лем – лау­ре­а­ты меж­ду­на­род­ных кон­кур­сов Еле­на Мой­се­ен­ко и Фати­ма Дзусова.

Гостей кон­цер­та-лек­ции, пред­став­лен­но­го про­све­ти­тель­ским про­ек­том SoundOut, ждёт музы­ка и увле­ка­тель­ный рас­сказ о том, как она созда­ва­лась. Слу­ша­те­ли полу­чат воз­мож­ность погру­зить­ся в атмо­сфе­ру твор­че­ства, узнать – как имен­но и поче­му были напи­са­ны вели­ки­ми ком­по­зи­то­ра­ми, пред­став­лен­ные в про­грам­ме, шедев­ры, ощу­тить дыха­ние дав­но ушед­шей эпо­хи, и, как знать… может быть… уви­деть что-то новое в сего­дняш­нем дне. 

Откро­ет вечер «Малень­кая сюи­та» Кло­да Дебюс­си – заме­ча­тель­ное про­из­ве­де­ние, отче­го-то пока­зав­ше­е­ся неко­то­рым совре­мен­ни­кам про­сто­ва­тым и три­ви­аль­ным. Но с тех пор про­шло более ста лет, а сюи­ту всё игра­ют, а попу­ляр­ность её никак не ста­но­вит­ся меньше.

Сюи­та «Дол­ли» напи­са­на Габ­ри­элем Форе для семьи Эммы Бар­зак, испол­няв­шей его пес­ни. Дол­ли (Кукол­кой) близ­кие зва­ли Еле­ну, дочь певи­цы. Ей, поми­мо обще­го назва­ния про­из­ве­де­ния, посвя­ще­на отдель­ная пье­са: «Сад Дол­ли». Бра­ту Еле­ны Рау­лю, по про­зви­щу «Мяу», так­же нашлось место в сюи­те. Пье­са так и назы­ва­ет­ся – «Мяу». А ещё есть: «Колы­бель­ная», «Неж­ность», «Кит­ти-вальс» и, наве­ян­ная обра­за­ми Испа­нии, «Падес­пань».

Сюи­ту «Моя матуш­ка гусы­ня» Морис Равель сочи­нил для Мими и Жана Годеб­ски – детей сво­их дру­зей, кото­рым любил рас­ска­зы­вать раз­ные исто­рии (по его соб­ствен­но­му выра­же­нию «не слиш­ком груст­ные по вече­рам, во избе­жа­ние кош­ма­ров, и мрач­ные по утрам, для воз­буж­де­ния аппе­ти­та»). Рас­ска­зы выли­лись в музы­каль­ный шедевр для фор­те­пи­а­но в четы­ре руки, вско­ре пре­вра­тив­ший­ся в оркест­ро­вую сюи­ту и балет. Что было крайне необыч­ным – как пра­ви­ло, ком­по­зи­то­ры начи­на­ют с бале­та, затем, выбрав луч­шие эпи­зо­ды, созда­ют оркест­ро­вую сюи­ту. После чего воз­ни­ка­ет фор­те­пи­ан­ное пере­ло­же­ние. Но эта музы­ка ока­за­лась настоль­ко яркой и удач­ной, что Равель, види­мо, про­сто не мог себя сдержать. 

«Пляс­ку смер­ти» Камиль Сен-Санс напи­сал для сим­фо­ни­че­ско­го оркест­ра, вдох­нов­лён­ный про­из­ве­де­ни­ем поэта-сим­во­ли­ста Анри Каза­ли­са. В сти­хо­тво­ре­нии опи­сы­ва­ет­ся ноч­ная пляс­ка ске­ле­тов на клад­би­ще, под стук каб­лу­ков Смер­ти, игра­ю­щей на скрип­ке. «Пляс­ка смер­ти» посвя­ще­на пиа­нист­ке Каро­лине Мон­ти­ньи-Ремо­ри. Тем инте­рес­нее будет услы­шать её, зву­ча­щую на фор­те­пи­а­но – ведь у испол­ни­те­лей появ­ля­ет­ся пре­крас­ная воз­мож­ность пока­зать сим­фо­ни­че­ское богат­ство темб­ров люби­мо­го инстру­мен­та, во всём его неис­чер­па­е­мом многообразии.

В кон­церт­ной про­грам­ме про­зву­чат и «Enfantines» Дари­уса Мийо – одно­го из самых пло­до­ви­тых ком­по­зи­то­ров XX века (443 опус­ных сочи­не­ния!), и Сона­та в 4 руки Фран­си­са Пулен­ка – ком­по­зи­то­ра, про кото­ро­го совре­мен­ни­ки гово­ри­ли: «Музы­ка его настоль­ко откро­вен­на, что сра­зу дости­га­ет сво­ей цели».

Для справ­ки:

SoundOut – музы­каль­ный про­све­ти­тель­ский про­ект. Его цель – попу­ля­ри­за­ция камер­ной музы­ки. Он объ­еди­ня­ет музы­ку и исто­рию, лите­ра­ту­ру и архи­тек­ту­ру, изоб­ра­зи­тель­ное искус­ство и совре­мен­ные тех­но­ло­гии для того, что­бы пуб­ли­ка мог­ла мак­си­маль­но глу­бо­ко погру­зить­ся в тему кон­цер­та. Участ­ни­ки про­ек­та пред­ла­га­ют зри­те­лю фор­мат отлич­ный от тра­ди­ци­он­но­го кон­цер­та: это захва­ты­ва­ю­щий рас­сказ о клю­че­вых собы­ти­ях жиз­ни ком­по­зи­то­ров, ред­кие фото­гра­фии и видео – все это вме­сте с музы­кой созда­ет непо­вто­ри­мую атмо­сфе­ру и поз­во­ля­ет пол­но­стью погру­зить­ся в эпо­ху. Музы­кан­ты соче­та­ют в себе роли соли­стов и рас­сказ­чи­ков, сти­рая гра­ни­цы меж­ду пуб­ли­кой и артистом. 

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.