Франция в четыре руки

354

Фортепиано – безусловный лидер музыкально-инструментального концертного пространства. Количество произведений, написанных для него – бессчётно, перспективы – безграничны. Ведь этот инструмент в своих возможностях скрывает целый оркестр, которому подвластно всё. Единственное ограничение – наличие всего двух рук у исполнителя. Но, как оказалось, и этот «недостаток» устраним. 23 мая 2019 года в Доме-музее Скрябина (Москва, Большой Новоплесковский пер., д. 11) прозвучат произведения французских классиков музыка, написанные для исполнения на фортепиано в четыре руки. За роялем – лауреаты международных конкурсов Елена Мойсеенко и Фатима Дзусова.

Гостей концерта-лекции, представленного просветительским проектом SoundOut, ждёт музыка и увлекательный рассказ о том, как она создавалась. Слушатели получат возможность погрузиться в атмосферу творчества, узнать – как именно и почему были написаны великими композиторами, представленные в программе, шедевры, ощутить дыхание давно ушедшей эпохи, и, как знать… может быть… увидеть что-то новое в сегодняшнем дне.

Откроет вечер «Маленькая сюита» Клода Дебюсси – замечательное произведение, отчего-то показавшееся некоторым современникам простоватым и тривиальным. Но с тех пор прошло более ста лет, а сюиту всё играют, а популярность её никак не становится меньше.

Сюита «Долли» написана Габриэлем Форе для семьи Эммы Барзак, исполнявшей его песни. Долли (Куколкой) близкие звали Елену, дочь певицы. Ей, помимо общего названия произведения, посвящена отдельная пьеса: «Сад Долли». Брату Елены Раулю, по прозвищу «Мяу», также нашлось место в сюите. Пьеса так и называется – «Мяу». А ещё есть: «Колыбельная», «Нежность», «Китти-вальс» и, навеянная образами Испании, «Падеспань».

Сюиту «Моя матушка гусыня» Морис Равель сочинил для Мими и Жана Годебски – детей своих друзей, которым любил рассказывать разные истории (по его собственному выражению «не слишком грустные по вечерам, во избежание кошмаров, и мрачные по утрам, для возбуждения аппетита»). Рассказы вылились в музыкальный шедевр для фортепиано в четыре руки, вскоре превратившийся в оркестровую сюиту и балет. Что было крайне необычным – как правило, композиторы начинают с балета, затем, выбрав лучшие эпизоды, создают оркестровую сюиту. После чего возникает фортепианное переложение. Но эта музыка оказалась настолько яркой и удачной, что Равель, видимо, просто не мог себя сдержать.

«Пляску смерти» Камиль Сен-Санс написал для симфонического оркестра, вдохновлённый произведением поэта-символиста Анри Казалиса. В стихотворении описывается ночная пляска скелетов на кладбище, под стук каблуков Смерти, играющей на скрипке. «Пляска смерти» посвящена пианистке Каролине Монтиньи-Ремори. Тем интереснее будет услышать её, звучащую на фортепиано – ведь у исполнителей появляется прекрасная возможность показать симфоническое богатство тембров любимого инструмента, во всём его неисчерпаемом многообразии.

В концертной программе прозвучат и «Enfantines» Дариуса Мийо – одного из самых плодовитых композиторов XX века (443 опусных сочинения!), и Соната в 4 руки Франсиса Пуленка – композитора, про которого современники говорили: «Музыка его настолько откровенна, что сразу достигает своей цели».

Для справки:

SoundOut – музыкальный просветительский проект. Его цель – популяризация камерной музыки. Он объединяет музыку и историю, литературу и архитектуру, изобразительное искусство и современные технологии для того, чтобы публика могла максимально глубоко погрузиться в тему концерта. Участники проекта предлагают зрителю формат отличный от традиционного концерта: это захватывающий рассказ о ключевых событиях жизни композиторов, редкие фотографии и видео – все это вместе с музыкой создает неповторимую атмосферу и позволяет полностью погрузиться в эпоху. Музыканты сочетают в себе роли солистов и рассказчиков, стирая границы между публикой и артистом.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.