Современное искусство становится неотъемлемой частью городской жизни. Многие ходят на выставки, разглядывают онлайн-коллекции европейских музеев и читают книги по теории искусства. Но получить системные знания, а тем более применить их в профессии — практически невозможно в одиночку.
Факультет современного искусства Высшей школы «Среда обучения» поставил своей целью объединить студентов и преподавателей в онлайне — преодолеть изоляцию и сделать современное искусство доступным каждому, вне зависимости от географического положения. О том, кто приходит учиться современному искусству, рассказала Катерина Гусева, тьютор факультета:
– Поступая на программу, будущие студенты пишут мотивационное письмо. Это важно не только для того, чтобы преподаватели познакомились с людьми, которые приходят к ним учиться. Кураторы и тьюторы тоже стремятся понять, какой бэкграунд у студентов и почему они заинтересованы в обучении. Они пишут о своей жизни, о профессиональных занятиях и увлечениях.
Отталкиваясь от личных историй, мы понимаем, как дальше развивать учебную программу и настраивать взаимодействие между преподавателями и студентами. Одна наша студентка живет в Швейцарии и работает с финансами. Она учится на кураторском направлении и умеет увлекательно рассказывать об искусстве. Мы подхватили её инициативу и сделали включение из Лондона, где она провела студентов курса по выставке номинантов премии Тернера.
Мне как тьютору всегда интересно узнать, что приводит людей в современное искусство. У нас учатся много взрослых студентов, которые чего-то добились в жизни, иногда в очень отдаленных от искусства сферах. Они приходят на Факультет, потому что хотят попробовать что-то новое, понять искусство для себя или научиться с ним работать и даже построить карьеру.
Креативщики, дизайнеры, владельцы шоурумов и салонов красоты — часто им хочется отойти от коммерческой деятельности или начать заниматься этим по-другому. Один наш студент собирает мебель на заказ. Однажды он понял, что может применить навыки ручного труда в современном искусстве. Во время учебы он начал работать над инсталляциями и теперь получает предложения в сфере искусства.
Чтобы стать частью индустрии искусства, нужно понимать разные аспекты устройства арт-мира и ориентироваться в существующих сообществах. Именно поэтому программа Факультета современного искусства была создана на основе экспертизы успешного российского художника Арсения Жиляева.
Сейчас много коммерческих курсов вроде «Научить продавать за 5 минут», но это совсем не про наш Факультет. Мы даем фундаментальные знания, развиваем в студентах и философские задатки, и насмотренность — в целом, стремимся раскрыть заложенное в каждом креативное начало. Хорошее современное искусство никогда не продается только потому, что оно красивое. Чтобы продажа состоялась, специалист должен применять свои знания в области истории искусства, понимать философские контексты и знать, как грамотно сделать выставку. Не просто развесить картины с ценниками, а сделать концептуальный проект, который будет востребован и с точки зрения новых веяний, и с точки зрения продаж. Всё это мы пытаемся дать на факультете — от выставочного дизайна до теории космизма.
Бывает сложно, когда студенты сами не понимают, кем они хотят быть — куратором или художником. И я как тьютор пытаюсь выступить такой гирей, которая, возможно, перевесит в одну из сторон на данный момент. Классно, когда студенты приходят на факультет с каким-то определенным запросом. Недавно к нам поступила студентка, которая хотела глубже изучать все, что связано с телесностью. За это направление отвечает Ольга Кройтор — она не только рассказывает о перформансе, но и широко затрагивает темы, связанные с телом. Меня очень вдохновляет, когда получается соединить запрос студентов с нашими возможностями, причем именно на фоне таких сложных тем.
Всем, кто сомневается в том, чтобы пойти учиться искусству, я советую отбросить мысли о том, что вам никогда его не понять! Современное искусство — часть жизни каждого. Важно пробовать что-то новое, выходить из зоны комфорта — это всегда приносит еще больший стимул к развитию и открытию себя. Как показывает опыт, наша программа не для снобов-художников, которые готовы только вариться в своем соку. Она для всех, главное — поставить себе цель. У нас учатся две женщины, которые владеют галереей в Уфе. Их галерея существует уже много лет, но только недавно они почувствовали потребность учиться и уже прошли семестр у Ирины Кулик. Они искали возможность получать знания и понимать современные тенденции, чтобы научиться работать с современным искусством в своей галерее. Здорово, когда у таких людей получается выносить местную арт-сцену на качественно новый уровень.
На факультете современного искусства существуют как практические, так и концептуальные мастерские. Например, концептуальная мастерская Арсения Жиляева объединяет живописцев, скульпторов и тех, кто мыслит в масштабах целой выставки. Другой уникальной онлайн-мастерской руководит известный московский концептуалист Авдей Тер-Оганьян — она будет доступна слушателям с ноября. Параллельно с этим, работают практические живописные мастерские — Егора Кошелева и Николая Алексеева, — в которых, в трансляциях и в режиме реального времени, студенты учатся рисовать.