23 января 2019 года фотовыставка «Новый пейзаж» — первое масштабное обобщение фотографических исследований пейзажа, осмысляющих новую российскую повседневность открывается в Фонде культуры «Екатерина» (Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 21/5, подъезд № 8, вход с улицы Большая Лубянка). Часто под словом «пейзаж» понимаются виды нетронутой человеком природы, но такой природы фактически не существует. В любом пейзаже можно найти следы вмешательства человека. Это и бескрайние просторы Сибири, несущие в себе отпечатки промышленного освоения, и то, что мы видим каждый день, но предпочитаем не замечать — маршрутные такси, торговые центры, глухие заборы частного сектора.
За последние 25 лет в России произошли колоссальные изменения. Переход от индустриального общества к постиндустриальному в нашей стране совпал с переходом от плановой экономики к рыночной, от советского состояния к постсоветскому. Все эти общественные изменения особенно ярко проявились в пейзаже. Собранные на выставке проекты свидетельствуют о трансформациях пейзажа и культуры, беспрецедентных по интенсивности и масштабу.
География проектов выставки — вся территория современной России. Работы Лизы Фактор обращаются к Сибири как к пространству, частично освоенному, но покинутому вновь. Александр Гронский в проекте «Меньше единицы» рассматривает отдалённые и труднодоступные регионы России, где плотность населения зачастую составляет меньше одного человека на квадратный километр. «Документы природы», снятые Валерием Нистратовым вдоль границ главного мегаполиса страны, показывают примеры вторжения новой экономической системы в природу. Проекты Максима Шера и Петра Антонова исследуют возникновение новой повседневности на примере городской среды. В серии Сергея Новикова «Grassroots» современный российский пейзаж становится грандиозной декорацией для любительских футбольных матчей. «Аркадия» Анастасии Цайдер, как и проект Валерия Нистратова, рассматривает взаимодействие человека и природы, но вместо противоречий показывает парадоксы совместного существования и то, как природа осваивает пространства, изначально для неё не предназначенные.
Представленные на выставке авторы известны в России и за рубежом. Среди них — лауреаты таких премий в области фотографии и современного искусства, как World Press Photo, Foam Paul Huf Award, премия «Инновация».
К выставке приурочена публичная программа, посвященная вопросам изучения среды обитания, повседневности, современной фотографии и искусства.
Проект «Новый пейзаж» реализован при поддержке Фонда «Президентский центр Б.Н. Ельцина» и был впервые представлен в Арт-галерее Ельцин-центра в Екатеринбурге. Арт-галерея Ельцин Центра — пространство проведения временных выставок, где вниманию посетителей предложены художественные практики и кураторские проекты, представляющие искусство ХХ и ХХI веков. В течение 2018 года выставка демонстрировалась в Музее современного искусства PERMM в Перми, Музейном комплексе им. И.Я. Словцова в Тюмени, Музейном центре «Площадь Мира» в Красноярске. Выставка в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» станет премьерой проекта в Москве.
Петр Антонов, «Деревья, автомобили, фигуры людей и различные типы ограждений», 2011 год | Petr Antonov, Trees, cars, figures of people, assorted barriers, 2011
Петр Антонов, «Деревья, автомобили, фигуры людей и различные типы ограждений», 2011 год | Petr Antonov, Trees, cars, figures of people, assorted barriers, 2011
Петр Антонов родился в Москве в 1977 году. С 2008 года полностью сосредоточился на фотографии. Работы Петра Антонова выставлялись в России, Великобритании, Дании, Канаде, Латвии, Литве, Италии, Сирии, США, Швеции и были номинированы на премии Prix Pictet, Paul Huf, PDN30. В 2016 году фотографии из цикла «Руины» вошли в короткий список номинантов премии Sony World Photography Awards.
www.petrantonov.com
Александр Гронский, «Меньше единицы», 2006 год | Alexander Gronsky, Less Than One, 2006
Александр Гронский, «Меньше единицы», 2008 год | Alexander Gronsky, Less Than One, 2008
Александр Гронский родился в 1980 году в Таллине. С 1998 работает как профессиональный фотограф. Фотопроекты Александра Гронского успешно экспонируются по всему миру, а работы находятся в музейных и частных коллекциях. Фотографии Гронского были удостоены премий Foam Paul Huf Award, Aperture Portfolio Prize, World Press Photo, Lingof Young Photographer Award, Инновация, номинировались на премию Кандинского.
www.alexandergronsky.com
Валерий Нистратов, «Документы Природы», 2009 год | Valeri Nistratov, Documents of Nature, 2009
Валерий Нистратов, «Документы Природы», 2008 год | Valeri Nistratov, Documents of Nature, 2008
Валерий Нистратов родился в Москве в 1973 году. Карьеру фотографа начал в 17 лет, с 1994 года работает над собственными художественными проектами. Фотографии Нистратова выставлялись в России, Франции, Нидерландах, Швейцарии, США, Мексике, Южной Африке, Японии, Китае и других странах. Валерий Нистратов ведёт мастерскую документальной фотографии в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко.
www.valerinistratov.com
Сергей Новиков, «Grassroots», 2016 год | Sergrey Novikov, Grassroots, 2016
Сергей Новиков, «Grassroots», 2012 год | Sergey Novikov, Grassroots, 2012
Сергей Новиков родился в 1979 году в Чебоксарах. Имеет образование фоторедактора и режиссера монтажа. С 2009 года занимается проектной фотографией. Проекты Сергея Новикова выставлялись в рамках персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Авторские фотокниги были номинированы на Luma Rencontres Dummy Book Award Arles, Photobookfest Dummy Award, DOCfield Dummy Award, Fiebre Photobook Festival, Dummy Award Encontros da Imagem.
sergeynovikov.com
Лиза Фактор, «Поверхность Сибири», 2001 год | Liza Factor, Surface of Siberia, 2001
Лиза Фактор родилась в Москве, живет и работает в США. Куратор, фотограф и продюсер, основатель компании Screen, производящей инновационные документальные проекты, основатель фонда «Объективная реальность», соучредитель Agency.Photographer.ru. Куратор более чем двадцати выставок в России, США, Франции, ОАЭ. Дважды лауреат премии Howard Chapnick за продвижение фотожурналистики, член жюри международных конкурсов, в том числе мультимедийного конкурса World Press Photo. Фотографирует с середины 1990-х годов, её работы выставлялись в России, Испании, Великобритании и США.
www.lizafaktor.com
Максим Шер, «Палимпсесты», 2013 год | Max Sher, Palimpsests, 2013
Максим Шер, «Палимпсесты», 2014 год | Max Sher, Palimpsests, 2014
Максим Шер родился в 1975 году в Ленинграде, изучал лингвистику в Кемеровском и Страсбургском университетах, в 2006 году занялся фотографией. В 2008-м был выдвинут на премию KLM Paul Huf Award, в 2013 году стал финалистом фотографической премии Cord Prize. Автор персональных и участник групповых выставок в России, Австрии, Италии, Англии.
www.maxsher.com
Анастасия Цайдер, «Аркадия», 2016 год | Anastasia Tsayder, Arcadia, 2016
Анастасия Цайдер, «Аркадия», 2016 год | Anastasia Tsayder, Arcadia, 2016
Анастасия Цайдер родилась в 1983 в Карелии, закончила факультет фотокорреспондентов в Санкт-Петербурге в 2009 году. Призер фотоконкурса «Серебряная камера», финалист премии Кандинского в номинации «Молодой художник». Участник многочисленных групповых выставок в России и за рубежом, в том числе «Русские интерьеры» (Московский музей современного искусства, в рамках Фотобиеннале-2014), «Московия.Reseаrch» (Музей Декоративно-прикладного искусства, Москва), фестиваль Rencontres d’Arles (Франция).
tsayder.com