«(Не)линейный диалог». Новый выставочный проект открывается в Музее печатной графики

365

Когда заходит речь о графике, на первый план выходит линия – простейший, но в то же время, самый главный элемент изображения. Линия может выступать как в качестве самостоятельной художественной единицы, так и быть частью изображения предмета и основой построения художественной формы.

Так ли проста и понятна линия, как может изначально показаться? Выразительность языка графики зависит от особенности начертания линии: прямая/кривая, тонкая/толстая, замкнутая/прерывистая, короткая/длинная, грубая/изящная, волнистая, ломкая, стремительная, напористая или воздушная. Возможности линии безграничны. Ее характер способен эстетически воздействовать как непосредственно, так и путем ассоциативных закономерностей зрительного восприятия.

У каждого художника линия приобретает свой набор качеств и характеристик, становится «живой» и восприимчивой в его руках. Именно поэтому мастера так бережно и трепетно выстраивают свои отношения с ней. Магия творческого акта заключается в том, насколько доверительными и честным получается этот «разговор». Линия является проводником в воображение творца, где реальность преломляется и воспроизводится в уже трансформированном виде.

На выставке «(Не)линейный диалог: реальность и фантазия художников XX века» зрителю предлагают стать частью художественных миров сразу пяти художников, ярчайших представителей своей эпохи. Работы трех из них будут показаны впервые в России. Более того, в рамках экспозиции в одном из залов появятся шедевры мастеров современного азиатского искусства, а именно юньнаньской школы живописи. С 10 августа и по 20 сентября 2020 года в Музее печатной графике работает новый выставочный проект «(Не)линейный диалог».

Гийом Азулэй (1949 г.) – художник-самоучка из Марокко, ставший признанным мастером линий. Свои впечатления от путешествий по всему миру он уверено переносит на бумагу. Тонкое чутье Азулэйя позволяет виртуозно сплетать воедино контуры фигур людей и животных и создавать иллюзию движения и перемещения их во времени. Линия Гийома – «обтекаемая» и гармоничная, она достигает одновременно баланса, глубины и контраста. Излюбленным сюжетом художника являются лошади, чья сила и мощь ассоциируется у него с мифическими жеребцами, которые приводили в движение колесницу Нептуна. Благодаря технике шелкографии, в которой активно работает художник, удается показать высокий уровень детализации и воссоздать ощущение скульптурного объема изображаемых фигур. Неслучайно именно Гийом Азулэй становится самым молодым художником, чьи работы приобретает в постоянную коллекцию Лувр.

Пауль Вундерлих (1927-2010 гг.) – немецкий художник, скульптор и график, работавший большей частью как неосюрреалист. Творчество Вундерлиха необычно, в своих литографиях он передает обеспокоенность, которая преследует чувствительный ум молодого художника, который пережил военные годы, службу в немецкой армии и плен. В 1960-м году художник вырабатывает собственную характерную концепцию и создает свой мир грез и фантазий, в котором каждый сюжет имеет точный смысл и содержание. При этом Вундерлих всегда оставляет поле для размышлений, где каждый зритель может интерпретировать образы с точки зрения своих страхов и желаний. Линия художника одновременно сильная и «призрачная», персонажи, созданные им, мрачные и романтичные, в каждой работе ирония граничит с интеллектуальностью. Искусство Вундерлиха насыщено многозначительными деталями и информацией, что позволяет с большим интересом их разглядывать и анализировать.

Французский экспрессионист Бернар Бюффе (1928-1999) — легенда ХХ века, яркая личность, модернист, мастер рисунка, график, скульптор. Как и Пауль Вундерлих, Бюффе в своем творчестве уделяет большое внимание трагедии Второй мировой войны и ее последствиям. Именно он становится ярким представителем направления мизерабилизм, в котором подчеркивается ощущение обреченности и «покинутости» человека в мире. Художественный мир Бюффе призывает к размышлениям о судьбе человека. Его узнаваемая «колючая» линия – это тернистый путь, который показывает, как важно ценить и сохранять человеческую индивидуальность и ощущение полной внутренней свободы.

Марк Костаби (1960 г.) — современный американский художник-постмодернист, композитор и скульптор. Костаби с помощью графических элементов вовлекает зрителя в игру аллюзий, двойственных чувств, ассоциаций и проекций. Линия художника – мягкая обволакивающая, она наделяет изображаемые фигуры зрительно-тактильными качествами, помещает их в хорошо узнаваемые сюжеты и формулирует актуальные социальные и культурные высказывания. В своих работах Костаби исследует окружающую действительность, уверено считывает ключевые знаки и символы и создает свой особый магический мир.

Эйвинд Эрл (1916-2000 гг.) – американский художник, писатель, иллюстратор и оформитель самых популярных анимационных фильмов студии Уолт Дисней, среди которых значатся «Питер Пэн», «Леди и бродяга», «Спящая красавица» и др. В двадцать один год художник совершает 45-дневное путешествие на велосипеде через всю Америку и рисует 45 акварелей, которые затем выставляются в галерее в Нью-Йорке. Именно эта поездка стала особым диалогом Эрла с природой. Его линия наполнена созидательной энергией, она ясная и четкая, в ней слышится мелодия. Волшебный мир Эрла полон природного великолепия, его работы позволяют вздохнуть и наполнить грудь свежим воздухом, а также напоминают о том, как важно не терять чистоту восприятия и детский энтузиазм при взгляде на привычные вещи. Кроме того, именно Эрл является признанным экспертом в технике шелкографии. Каждая его работа требовала тщательного и кропотливого подхода, для некоторых создавалось около 180-200 отдельных трафаретов.

Отдельного внимания заслуживают магические миры современного азиатского искусства. Юньнань, южная провинция Китая, представляет особую Юньнаньскую школу живописи, в которой художники вдохновляются прекрасными горными пейзажами родных мест, а также впитывают уникальные черты советской и западноевропейской живописи XX века. Мастера обращаются к очаровательной и разнообразной этнической принадлежности своего региона. Их поэтические миры воспевают традиционные идеалы красоты и женственности. Их линия крайне сентиментальная и лирична. Графические элементы сплетаются в сложные узоры, каждый из которых заключает в себе искренний рассказ об эмоциональном воздействии пережитой культурной революции и о незыблемой тяге к прекрасному.

История и личность каждого художника уникальна. Цзян Тифенг (1938 г.) является основателем Юньнаньской школы, его работы наполнены китайской мифологией, различными символами и визуальным шармом. Для Тифенга мир – это единая система, место встречи «светлых сил». Другой художник Тинг Шао Куанг (1939 г.), «Джотто XX века», подчеркивает: «Я использую свое искусство, чтобы показать свою любовь миру». Работы Тинга представляют собой сочетание древнего искусства, свободных мазков кисти и каллиграфических линий, смешанных с красотой модернизма. Ещё один прекрасный представитель Юньнаньской школы Лу Хонг (1959 г.) находился под влиянием работ Пола Клее, Модильяни и Пикассо.

Главное, на чем кураторы выставки стремятся сделать акцент, – это абсолютная непохожесть представленных художников ни на кого из современников. Работы мастеров цепляют внимание, заставляют останавливаться и начинать мыслить на самых разных уровнях. Перефразируя строки великого русского поэта Осипа Мандельштама, можно с уверенностью сказать, что «нрава они были не линейного». Именно поэтому, попав в музейное пространство, зритель непременно выйдет за пределы обыденного восприятия и станет участником игры собственного и художественного воображения.

Для справки:

Музей печатной графики – частный музей, основанный в 2019 году, располагается в здании «Гостиного двора» (Москва, Хрустальный переулок, дом 1, Гостиный двор, помещение № 85) – нового арт-квартала столицы. Коллекция музея включает графические работы самых известных художников XX века. Литографии Шагала, Пикассо, Дали, Шиле; шелкографии Эрте, Уорхола, Лихтенштейна, Вазарели и многих других авторов, в том числе пока мало знакомых отечественному зрителю. Одна из целей Музея – расширить рамки представлений о развитии печатной графики как самом демократичном виде изобразительного искусства. Работы экспонируются в формате периодических выставок.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.