Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАктуальноНовая редакция КоАП по-прежнему вызывает вопросы у бизнес-сообщества

Новая редакция КоАП по-прежнему вызывает вопросы у бизнес-сообщества

В Комитете РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям объяснили, почему новая редакция КоАП по-прежнему вызывает вопросы у бизнес-сообщества. Также участники дискуссии обсудили, как сделать Палату по патентным спорам полноценным органом досудебного урегулирования.

9 июня 2020 года в формате видеоконференции состоялось плановое заседание Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям. Члены Комитета обсудили проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в обновленной редакции, подготовленной Минюстом, а также проект совместного приказа Минобрнауки и Минэкономразвития «Об утверждении правил рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке». Участники заседания сформулировали позицию комитета для принятия дальнейших решений.

Модератором видеоконференции выступил заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев. Он отметил, что одна из ключевых проблем нового КоАП – хаотичность и бессистемность в изложении составов правонарушений, связанных с интеллектуальной собственностью.

Матвеев напомнил, что РСПП уже поднимал этот вопрос касаемо дел, рассматриваемых в судебном порядке. «Президент РСПП направил письмо председателю правительства, в котором просил унифицировать подсудность споров по интеллектуальным правам как споров экономического характера и собрать это все в арбитражной системе, не разбрасывая между судами общей юрисдикции и арбитражами. С КоАП – та же история. Все разбросано и десистематизировано, а это создает проблемы ввиду отсутствия предсказуемости регулирования, потому что бизнес смотрит на интеллектуальную собственность как на ключевой элемент инвестиционной политики», – сказал Матвеев.

По его словам, все споры необходимо консолидировать в одной точке еще и потому, что различные виды интеллектуальных прав часто нарушаются одновременно, а их раздельное рассмотрение создает неоправданные издержки и для государства, и для сторон.

Другой важный блок вопросов, по словам Матвеева, связан с так называемым порогом наступления ответственности: «Если порог слишком низкий, то теоретически мелких нарушений может быть сколько угодно, соответственно, система начинает работать выборочно, так как у нее ограниченная пропускная способность. Это создает почву для обвинений в избирательном правоприменении, произволе и коррупции, что нивелирует представление о неотвратимости наказания, одновременно сохраняя для каждого предпринимателя риск в любой момент быть притянутым к ответственности по административке».

Обсуждение продолжил заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, председатель правления Некоммерческого партнерства «Сообщество пользователей авторских и смежных прав» Анатолий Семенов. Он обратил внимание на то, что административное право – нечто среднее между правом гражданским и уголовным, а это порождает ряд проблем. Так, неоднозначность формулировок КоАП приводит к тому, что все больше споров решаются не в административном, а в частно-правовом порядке. Мелкие серийные иски на суммы до 50 тысяч рублей фактически вытеснили административное разбирательство. «Мы наблюдаем эрозию границ институтов и правовых отраслей. В сферу частно-правовой легации втягиваются отношения по мелким правонарушениям, которые раньше относились к сфере публично-правовой ответственности», – сказал эксперт.

Новая редакция КоАП нуждается в дополнениях, касающихся интеллектуальных прав, считает директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин. По мнению эксперта, нужно отдельным пунктом вынести такое правонарушение, как понуждение к соавторству.

Проект правил работы Палаты по патентным спорам обоснованно вызвал серьезные возражения со стороны предпринимательского сообщества. Самая крупная проблема, по мнению участников обсуждения, – каково бы ни было решение Палаты, руководитель Роспатента, который непосредственно не участвует в рассмотрении споров, может без какого-либо обоснования принять другое решение или вернуть его на повторное рассмотрение. «В России на уровне одного органа нигде нет такой неправильной двухэтапности, как в ППС и Роспатенте. В ФАС или ФНС решение территориального органа может быть обжаловано на федеральном уровне, что является нормальной двухэтапной процедурой. Но у Роспатента нет территориальных органов, а работа ППС создает квазидвухэтапность. Сначала принимается «а-ля» решение первой инстанции, а после руководитель ведомства единолично его пересматривает. Если раньше не было конкретных оснований, по которым руководитель Роспатента может его утвердить или не утвердить, то сейчас в проекте написано, что он может отклонить решение коллегии. Двухэтапность внутри одного органа – это неправильно с точки зрения административного процесса», – считает руководитель практики интеллектуальной собственности Департамента правового сопровождения операционной деятельности ПАО «Газпром нефть» Олеся Шмаракова.

В свою очередь, заместитель руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Любовь Кирий выразила мнение о том, что ППС не является самостоятельным органом: «Сейчас решения по ГК принимает Роспатент, и он вправе организовывать работы по рассмотрению возражений таким образом, чтобы это было максимально эффективно. Руководитель Роспатента наделил полномочиями двух своих заместителей по принятию решений по результатам рассмотрения споров. Собственно, я один из этих замов, моя работа – принимать решения по патентному праву». Она подчеркнула, что между решением Коллегии и процедурой утверждения решения в руководстве Роспатента нет принципиальной разницы.

Подытожила обсуждение советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», исполнительный директор НП «Содействие развитию корпоративного законодательства» Елена Авакян. Она отметила, что административное рассмотрение спора в Роспатенте может помочь снизить нагрузку на суд, поэтому процедура должна быть максимально открытой, прозрачной, удовлетворяющей ожидания сторон. «Если мы хотим найти точки соприкосновения и не скатываться опять в конфронтацию, видимо, стоит пойти навстречу друг другу и создать из ППС полноценный орган досудебного урегулирования», – сказала она.

По итогам заседания Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям подготовил позицию в адрес Минэкономразвития, Министерства науки и высшего образования, Министерства юстиции и, разумеется, Роспатента. Члены Комитета составили заключение относительно проекта Правил Роспатента по рассмотрению и разрешению споров в сфере интеллектуальной собственности.

В нем сказано, что регулирование, изложенное в проекте Правил, в целом не соответствует требованиям к надлежащей административной процедуре, а принятие предложений ухудшит инвестиционный климат и подорвет доверие к государственным процедурам по охране интеллектуальной собственности.

Комитет указывает, что ФАС, ФТС, ФНС и другие службы, наравне с Роспатентом осуществляющие похожие административные процедуры, уже давно внедрили правила доказывания, а также возможность выступать перед должностным лицом, принимающим решение по делу. Только в Роспатенте действует иная процедура: заявитель участвует в заседании коллегии, которая принимает заключения, не имеющие юридического значения, после чего федеральный орган тайно выносит решение по делу. В Комитете считают, что подобная практика создает условия для проявления конфликта интересов, и она должна быть отменена.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru