«Евангелие» — спектакль, основанный на фрагментах из ряда романов Фёдора Достоевского: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы» и «Униженные и оскорбленные». Все фрагменты из романов объединены в почти четырехчасовой спектакль со сдержанной и тщательно выверенной сценической экспрессией.
Йерни Лоренци – режиссёр-постановщик и Матик Старина не пытаются точно перенести повествовательные структуры Достоевского на сцену, по крайней мере, не в целом, но используют фрагменты из его романов и складывают их в мозаику ряда экзистенциальных размышлений русского писателя.
Лоренци и Старина, в первую очередь, поднимают вопрос детского страдания. В спектакле ребенок – важный лейтмотив, его фотография расположена и на афише спектакля. Дети самые невинные существа на Земле, оттого и не дает зрителям покоя монолог Сони Кеслер о ребенке Раскольникове, который становится свидетелем того, как пьяные местные жители забивают до смерти слабую кобылу. Чувство ритма – ещё одно достоинство постановки. Примером может служить сцена, где Душан Вукашинович играет Ивана из «Братьев Карамазовых», рассказывая знаменитую историю о Христе и Великом инквизиторе.
Сценография, костюмы, свет, музыка играют незаметную, но важную роль. На актерах – элегантные костюмы и платья, как будто они собираются на шикарный званый ужин или в театр, чтобы обсудить сложные экзистенциальные вопросы. Это сдержанное ощущение буржуазности, которое преподносится как нейтралитет, поддерживается мотивом украшения – люстрами. Ещё один немаловажный элемент в спектакле –трансляция аудио-интервью с детьми, говорящими о важных темах жизни и смерти. Йерни Лоренци и его команда создали спектакль, живо воплощающий в жизнь философию Фёдора Достоевского.
Марина АБРАМОВА, по материалам зарубежных СМИ,
Фото – Марија Ердељи