Финальный концерт Всероссийского конкурса молодых композиторов, приуроченного к 67-й сессии Международного форума организаций эфирного вещания International Rostrum of Composers, состоялся в зале РАМ им. Гнесиных 23 сентября 2021 года.
Организаторами конкурса выступили Российский музыкальный союз, радиостанция «Орфей» и Союз композиторов России. Ведущие вечера – сотрудники радиостанции «Орфей» Кирилл Радциг и Ирина Тушинцева – сообщили, что финальный концерт записывается в Академии музыки для радио, а на сайте радиостанции «Орфей» ведется прямая трансляция.
С приветственным словом к участникам, жюри и зрителям обратился генеральный директор Российского музыкального союза, заслуженный деятель искусств России, композитор Александр Клевицкий, который руководит Академическим Большим концертным оркестром им. Ю.В.Силантьева, исполнявшим в финале несколько произведений участников конкурса с дирижером Денисом Кирпанёвым.
Александр Клевицкий
– С праздником музыки! – поздравил Александр Клевицкий собравшихся в зале РАМ им. Гнесиных и тех, кто наблюдал за происходящим на сайте «Орфея». – Сердечно благодарю Российский музыкальный союз за воплощение заветной музыкальной мечты. Настоящее счастье, что мы наконец-то сегодня смогли здесь собраться. А радио «Орфей» я от всей души поздравляю с тридцатилетием.
Произведения участников оценивало жюри, в состав которого вошли композиторы Ефрем Подгайц, Петр Айду, Татьяна Камышева, Эльмир Низамов, Антон Танонов. Председатель жюри Ефрем Подгайц подчеркнул, что в этом году победители впервые выбираются по трем номинациям: «Симфоническая музыка», «Камерная инструментальная и вокальная музыка» и «Хоровая музыка».
Первым в номинации «Симфоническая музыка» выступил Алексей Чернаков с сочинением «Concertando для фортепиано с оркестром». По замыслу автора, дерзость и свобода находящегося в движении человека сменяются в его творении резкой остановкой, заставляющей задуматься о смысле бытия. Партию рояля исполнил сам автор. Далее прозвучал «Концерт для симфонического оркестра «Аномалия» Кирилла Архипова. Авторская трактовка подразумевала столкновение ритмов минималистов с ранними опусами Рахманинова, а экспрессионизма нововенцев – с техно и «коммерческим звучанием» современных российских популярных артистов. Владимир Ладомиров в сочинении для оркестра «После Альтамиры…» продемонстрировал драматизм зарождения и гибели культур на примере живописи каменного века, найденной в испанской пещере Альтамира.
Номинацию «Камерная инструментальная и вокальная музыка» открыл Диптих для голоса и камерного оркестра «Лесные сказки татар», в котором Аделия Файзуллина опиралась на татарские сказания и фольклорную тематику. Музыка молодого композитора из Казани прозвучала в исполнении камерного состава Оркестра им. Ю.В.Силантьева под управлением Владимира Фадеева. Яков Александров в струнном квартете «Lux Aeterna» сначала показал калейдоскоп эмоций человека, а затем – внезапное замирание перед лицом вечности. Владимир Ладомиров в композиции для камерного ансамбля «Белый шум» утвердил равноценность интуитивного постижения реальности и ее рационального познания. Два последних сочинения в номинации «Камерная музыка» исполнили солисты Московского Ансамбля Современной Музыки.
Произведения в номинации «Хоровая музыка» прозвучали в исполнении Камерного хора Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва. Эта номинация стартовала с «Лирического гимна» на тему бельгийской легенды о волшебном коне Баярде. Эту работу Константин Комольцев создал в 2018 году для Екатеринбургского детского театра оперы и балета. Елена Вайнберг в «Gloria» для женского хора задалась целью не воссоздавать канон, а представить мир мыслей человека, читающего молитву и осознающего добро и зло разными сторонами своей личности. Яков Александров при создании Хорового сочинения на народные тексты «Весна» вдохновлялся фольклорными источниками.
Алексей Чернаков, Кирилл Архипов, Владимир Ладомиров, Ефрем Подгайц, Константин Комольцев, Елена Вайнберг, Яков Александров, Аделия Файзулина
Пока жюри совещалось, выбирая лучших из лучших, для зрителей была исполнена «Реминисценция/Преодоление» для гуслей, балалайки и виолончели Екатерины Бузовкиной, ставшей лауреатом Всероссийского конкурса молодых композиторов в 2019 году. Имена победителей объявил председатель жюри Ефрем Подгайц. В итоге призовые места распределились следующим образом:
«Симфоническая музыка»:
- 1-е место – Кирилл Архипов;
- 2-е место – Алексей Чернаков;
- 3-е место – Владимир Ладомиров.
«Камерная инструментальная и вокальная музыка»:
- 1-е место – Владимир Ладомиров;
- 2-е место – Яков Александров, Аделия Файзуллина (набрали одинаковое число голосов).
«Хоровая музыка»:
- 1-е место – Елена Вайнберг;
- 2-е место – Яков Александров;
- 3-е место – Константин Комольцев.
– Я искренне рад, что финал состоялся, – признался Ефрем Подгайц. – Финальные выступления должны были пройти в Ярославле, но волею судеб мы оказались здесь. Жизнь продолжается – и это главное. Каждый делает свое дело: музыканты сочиняют и исполняют музыку, а зрители радуются хорошим произведениям вместо того, чтобы смотреть печальные новости по телевизору.
Все финалисты получили дипломы лауреатов, а записи сочинений победителей будут представлены радиостанцией «Орфей» в Белграде, где с 12 по 15 октября пройдет 67-я сессия Международного форума организаций эфирного вещания International Rostrum of Composers.
Фото – Елизавета ФРОЛОВА