Уникальная выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» откроется в залах МВК РАХ в конце ноября

1419

28 нояб­ря 2018 года Уни­каль­ная выстав­ка «Ико­ны Кар­го­по­лья. Воз­рож­де­ние» – сов­мест­ный про­ект Госу­дар­ствен­но­го музей­но­го объ­еди­не­ния «Худо­же­ствен­ная куль­ту­ра Рус­ско­го Севе­ра» (Архан­гельск), Все­рос­сий­ско­го худо­же­ствен­но­го науч­но-рестав­ра­ци­он­но­го цен­тра име­ни ака­де­ми­ка И.Э. Гра­ба­ря и Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств. Выстав­ка про­дол­жа­ет чере­ду про­ек­тов, посвя­щен­ных хри­сти­ан­ской куль­ту­ре Рус­ско­го Севе­ра, цель кото­рых — собрать, сохра­нить и пред­ста­вить широ­ко­му зри­те­лю рари­те­ты мало­из­вест­ных музей­ных фон­дов Север­ной Рос­сии. Про­ект будет пока­зан в юби­лей­ный для ВХНРЦ им. И.Э. Гра­ба­ря год – 100-летие со дня созда­ния. Боль­шая часть про­из­ве­де­ний, пред­став­лен­ных в Музей­но-выста­воч­ном ком­плек­се Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств, будет пока­за­на впервые.

В фоку­се экс­по­зи­ции – итог мно­го­лет­ней рестав­ра­ци­он­ной прак­ти­ки и науч­но-иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты с целью сохра­не­ния насле­дия Кар­го­по­лья, одно­го из глав­ных худо­же­ствен­ных цен­тров Рус­ско­го Севе­ра. Сре­ди все­го раз­но­об­ра­зия про­из­ве­де­ний живо­пи­си, пред­став­ля­ю­щих «север­ные пись­ма», искус­ство кар­го­поль­ских масте­ров зани­ма­ет осо­бое место. Выстав­ка пока­зы­ва­ет, как веду­щие рестав­ра­то­ры стра­ны сов­мест­но с сотруд­ни­ка­ми архан­гель­ско­го музея из года в год соби­ра­ли, сохра­ня­ли, реста­ври­ро­ва­ли и изу­ча­ли кар­го­поль­ские ико­ны. В резуль­та­те под­го­тов­ле­но для экс­по­ни­ро­ва­ния 150 про­из­ве­де­ний ико­но­пи­си и дере­вян­ной пла­сти­ки Кар­го­по­лья ХV – ХIХ веков. Выстав­ка постро­е­на по хро­но­ло­ги­че­ско­му прин­ци­пу с выде­ле­ни­ем несколь­ких тема­ти­че­ских ком­плек­сов: «Древ­ней­шие ико­ны Кар­го­по­лья», «Кар­го­поль­ские масте­ра», «Ико­ны села Оше­вен­ское», «Дере­вян­ные рез­ные ико­ны», «Ста­ро­об­ряд­че­ские иконы». 

Кар­го­по­лье в древ­но­сти – круп­ный реги­он, рас­по­ло­жен­ный вдоль тече­ния реки Оне­ги, начи­ная от ее исто­ка из озе­ра Лаче до Бело­го моря. Соглас­но совре­мен­но­му тер­ри­то­ри­аль­но­му деле­нию, эти зем­ли вклю­ча­ют Кар­го­поль­ский, Онеж­ский и часть Пле­сец­ко­го рай­о­на Архан­гель­ской обла­сти. Река Оне­га – важ­ная север­ная вод­ная арте­рия, откры­ва­ю­щая путь в древ­нее Заво­ло­чье – при­вле­ка­ла рус­ских пере­се­лен­цев еще в ХII – ХIII веках. Пер­вы­ми путь на Север, к низо­вьям реки Оне­ги, ста­ли осва­и­вать нов­го­род­цы, сле­дом за ними – послан­цы росто­во-суз­даль­ских кня­зей. На реке воз­ник­ли поса­ды, наи­бо­лее зна­чи­тель­ным из них был Каргополь. 

Куль­ту­ра Кар­го­по­лья мно­го­ли­ка и раз­но­об­раз­на, так­же как и уди­ви­тель­ная при­ро­да это­го края. Вда­ли от круп­ных горо­дов, боль­ших стро­ек и желез­ных дорог Кар­го­поль­ская зем­ля смог­ла сохра­нить свой непо­вто­ри­мый, носталь­ги­че­ски при­вле­ка­тель­ный облик. Хри­сти­ан­ские памят­ни­ки – наи­бо­лее извест­ная и зна­чи­тель­ная часть кар­го­поль­ско­го насле­дия. Рас­цвет север­ной ико­но­пи­си отно­сит­ся к ХVI – ХVIII векам. Кар­го­поль­ские масте­ра упо­ми­на­ют­ся в доку­мен­тах с ХVI века. Они рабо­та­ли в раз­ных видах искус­ства: настен­ная рос­пись, ико­но­пись, книж­ная мини­а­тю­ра, резь­ба и рос­пись по дереву.

Круг сохра­нив­ших­ся про­из­ве­де­ний кар­го­поль­ских масте­ров доволь­но обши­рен. В 1950–1980‑е годы в Кар­го­поль­ский, Онеж­ский и Пле­сец­кий рай­о­ны Архан­гель­ской обла­сти были орга­ни­зо­ва­ны мно­го­чис­лен­ные экс­пе­ди­ции по сбо­ру древ­них памят­ни­ков. Наи­бо­лее зна­чи­мые из них — Онеж­ские экс­пе­ди­ции Госу­дар­ствен­ной цен­траль­ной худо­же­ствен­но-рестав­ра­ци­он­ной мастер­ской под руко­вод­ством Н.Н. Поме­ран­це­ва в пери­од с 1958 по 1971 годов. В слож­ных экс­пе­ди­ци­он­ных усло­ви­ях рестав­ра­то­ры и сотруд­ни­ки архан­гель­ско­го музея пыта­лись сохра­нить цер­ков­ное насле­дие Кар­го­по­лья. К сожа­ле­нию, не все уда­лось сбе­речь, мно­гое оста­лось толь­ко в фотографиях. 

В собра­нии Госу­дар­ствен­но­го музей­но­го объ­еди­не­ния «Худо­же­ствен­ная куль­ту­ра Рус­ско­го Севе­ра» сосре­до­то­че­на зна­чи­тель­ная кол­лек­ция кар­го­поль­ских икон и дере­вян­ной скульп­ту­ры ХVI – нача­ла ХХ века. Она пред­став­ля­ет насле­дие не толь­ко горо­да Кар­го­по­ля но и рас­по­ло­жен­ных в его окрест­но­стях сел и дере­вень: Оше­вен­ское, Сау­ни­но, Ляди­ны, Архан­ге­ло. Жем­чу­жи­на выстав­ки – ико­на «Бого­ма­терь с мла­ден­цем и про­рок Илия» из Николь­ской часов­ни д. Буха­ло­во на Кено­зе­ре, создан­ная во вто­рой поло­вине ХV века. Она при­над­ле­жа­ла пер­вым пра­во­слав­ным пере­се­лен­цам, при­шед­шим на Оне­гу из Вели­ко­го Новгорода. 

Сре­ди самых ран­них икон – Деи­сус­ный чин кон­ца ХV – нача­ла XVI века, кото­рый был бук­валь­но спа­сен рестав­ра­то­ра­ми ГЦХРМ из-под руин пада­ю­щей Николь­ской церк­ви с. Аста­фье­во. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние ико­на «Бого­ма­терь Оди­гит­рия со свя­ти­те­лем Васи­ли­ем Вели­ким» 1527 года, постав­лен­ная «на покло­не­ние всех хри­сти­ан» в церк­ви Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы села Береж­ная Дуб­ра­ва. Точ­ные даты и исто­ри­че­ские над­пи­си явля­ют­ся боль­шой ред­ко­стью на иконах.

Про­из­ве­де­ния кар­го­поль­ских рез­чи­ков – само­быт­ные и ред­чай­шие памят­ни­ки сред­не­ве­ко­во­го искус­ства. Масте­ра­ми раз­ра­бо­тан осо­бый тип обра­за свя­ти­те­ля Нико­лая (Можай­ско­го). Он стал сим­во­лом рус­ско­го воин­ства, осо­бен­но после поль­ско-литов­ско­го наше­ствия и разо­ре­ния края в 1612 – 1614 годах. Дере­вян­ную скульп­ту­ру свя­то­го Нико­лая поме­ща­ли в киот со ство­ра­ми, затем ее рас­пи­сы­ва­ли. Этот вид сов­мест­но­го твор­че­ства рез­чи­ков и ико­но­пис­цев про­цве­тал в Кар­го­по­лье. Рез­ные обра­зы сто­я­ли во мно­гих церк­вях и часов­нях вдоль реки Онеги.

Кар­го­по­лье – это былин­ный и песен­ный край. Имен­но сюда отпра­ви­лись в поис­ках ред­ких этно­гра­фи­че­ских типов и харак­тер­ных север­ных пей­за­жей с древни­ми церк­вя­ми худож­ни­ки И.Я. Били­бин и И.Э. Гра­барь. Выстав­ка допол­не­на ред­ки­ми видо­вы­ми фото­гра­фи­я­ми ХХ века, с утра­чен­ны­ми хра­ма­ми и инте­рье­ра­ми церквей.

Завер­шит свою рабо­ту выстав­ка 17 фев­ра­ля 2019 года.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.