Университеты России на мировой арене и итоги Проекта 5-100

437

Рейтинговое агентство RUR: в 2020 году завершается Проект 5-100, нацеленный на вхождение 5 университетов России в ТОП-100 мировых рейтингов. Согласно данным первого глобального рейтинга университетов российского происхождения университетов Round University Ranking, сразу 7 вузов России вошли в мировой ТОП-100 по качеству преподавания.

Семь российских университетов вошли в мировой ТОП-100 по качеству преподавания согласно опубликованным сегодня, 29 апреля 2020 года, данным международного рейтинга университетов Round University Ranking (RUR):

  • 31. МГУ им. М. В. Ломоносова
  • 63. Томский государственный университет
  • 75. Национальный исслeдовательский ядерный университет «МИФИ»
  • 82. Российский университет дружбы народов;
  • 85. Московский физико-технический институт;
  • 89. Санкт-петербургский государственный университет;
  • 96. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

Годом ранее уже 6 университетов России вошли в первую сотню рейтинга по качеству преподавания. В 2020 году к ним присоединился еще один – МГТУ им. Н.Э. Баумана. Отметим, что приведенные выше позиции касаются только одного из 4-х рейтингов RUR по отдельным направлениям подготовки. Результаты в общем рейтинге отличаются, о чем речь пойдет ниже.

Мировые результаты рейтинга RUR 2020

Первая десятка ведущих вузов мира остается практически неизменной на протяжении всего периода существования рейтинга RUR, начиная с 2010 года.

Гарвардский университет четвертый год подряд занимает первое место в мире. На втором месте расположился Калифорнийский институт технологий (Калтех), занимавший первую строчку в 2012, 2013 и 2016 гг. На третьем месте расположился британский Имперский колледж в Лондоне. Примечательно, что первые 4 вуза сохранили свои позиции.

Мировой ТОП-10:

  • 1. Гарвардский университет, США (сохранил позицию);
  • 2. Калифорнийский технологический институт, США (сохранил позицию);
  • 3. Имперский колледж в Лондоне, Великобритания (сохранил позицию);
  • 4. Стэнфордский университет, США (сохранил позицию);
  • 5. Массачусетский институт технологий, США (+1 позиция);
  • 6. Оксфордский университет, Великобритания (+4 позиции);
  • 7. Кембриджский университет, Великобритания (-2 позиции);
  • 8. Чикагский университет (+3 позиции);
  • 9. Федеральная политехническая школа в Цюрихе, Швейцария (-2 позиции);
  • 10. Университетский колледж в Лондоне, США (+4 позиции).

В мировой ТОП-100 в общей сложности вошли вузы из 21 страны мира, в том числе 1 из России – МГУ им. М.В. Ломоносова. На США и Великобританию, суммарно, проходится 54 университета (41 – США, 13 – Великобритания). Из не англо-саксонских стран лидерами являются:

  • КНР, Швейцария – по 6 университетов;
  • Германия – 5 вузов;
  • Швеция – 4 вуза;
  • Канада, Япония, Нидерланды – по 3 вуза.

Также следует отметить, что в 2019 году в ТОП-100 входили университеты из 17 стран мира. Таким образом мы видим увеличение представленности стран мира, что, в свою очередь, говорит о росте конкуренции между государствами за лидерство в сфере образования.

Азия: смена регионального лидерства

Отдельно хотелось бы остановиться на университетах Восточной и Юго-Восточной Азии, которые продемонстрировали колоссальные успехи на протяжении последнего десятилетия.

Всего-лишь 10 лет назад безусловным лидером региона была Япония. Так в ТОП-10 вузов Азии входило 6 университетов Японии, в том числе первая пятерка была представлены исключительно вузами Страны восходящего солнца. Два ведущих университета КНР, Пекинский и Циньхуа, располагались, соответственно, на шестой и восьмой позициях. Сингапур и Гонконг были представлены одним университетом.

ТОП-10 университетов стран Азии в 2010 году:

  • 29. Токийский институт технологий, Япония;
  • 33. Университет Токио, Япония;
  • 36. Университет Киото, Япония;
  • 50. Университет Осаки, Япония;
  • 57. Университет Тохоку, Япония;
  • 59. Пекинский университет, Китай;
  • 78. Нагойский университет, Япония;
  • 86. Национальный университет Сингапура, Сингапур;
  • 87. Университет Циньхуа, Китай;
  • 99. Университет Гонконга, Гонконг;

Также Япония опережала все страны региона и по представленности: 30 вузов против 20 Континентального Китая.

Спустя десятилетие картина изменилась радикально. Из шести японских университетов остался только один – Токийский университет, потерявший 10 позиций за 10 лет. Представленность Китая выросла до четырех университетов. Также добавились два университета Южной Кореи, один из которых оказался лидером. Сингапур и Гонконг сохранили по одному университету. Наконец, Индия представлена одним университетом.

ТОП-10 университетов стран Азии в 2020 году:

  • 22. Корейский институт передовых технологий, Республика Корея;
  • 23. Пекинский университет, Китай;
  • 34. Пхоханский университет науки и технологии, Республика Корея;
  • 43. Токийский университет, Япония;
  • 46. Университет Цинхуа, Китай;
  • 48. Научно-технический университет Китая, Китай;
  • 55. Университет Гонконга, Гонконг;
  • 56. Фуданьский университет, Китай;
  • 57. Наньянский технологический университет, Сингапур;
  • 62. Индийский научный институт, Индия.

Результаты, которые мы видим на 2020 год говорят о двух трендах. Во-первых, усилилась конкуренция между вузами Азии, о чем говорит увеличение представленных стран в первой десятки с четырех до шести. Во-вторых, мы видим беспрецедентное усиление университетов Китая. Так Пекинский университет занял 23 место против 59 десять лет назад. Университет Циньхуа поднялся до 46 позиции с 87 в 2010 году.

Если же рассматривать системную представленность Китая, картина будет еще боле впечатляющей. Суммарная представленность выросла в 3 раза: с 20 вузов до 61. Рекордом был 2019 год, когда сразу 74 вуза Поднебесной приняли участие в рейтинге RUR. Более того, если университеты т. н. «Большого Китая» (КНР, Тайвань, Гонконг, Макао) считать вместе, суммарно это будет 101 университет, что ставит «Большой Китай» на второе место после США по представленности вузов. В первую сотню в 2010 году входило 2 вуза КНР, в текущем году уже 6. И так далее – достижения вузов Китая можно продолжать очень долго.

Таким образом, мы видим смену лидера в Восточной и Юго-Восточной Азии в области высшего образования. И пока все говорит о том, что третье десятилетие XXI века, если не произойдёт экстраординарных событий, будет периодом дальнейшего укрепления вузов Китая в мировых рейтингах. И более чем вероятно, что к концу десятилетия, или даже раньше, в ТОП-10 ведущих вузов мира будет несколько университетов с красным флагом.

Результаты России в Рейтингах RUR 2020

В 2017 году произошел взрывной рост количество вузов-участников от России: с 23 в 2016 до 67 в 2017. В последующие годы рост замедлился: 70 вузов в 2018 году, 74 в 2019. В 2020 году рост продолжился и теперь мы видим 82 университета из России.

Гораздо важнее рост не количественный, а качественный. Так за 1 год средняя позиция российских вузов (подсчитанная как среднее арифметическое позиций всех университетов, участвующих в рейтинге соответствующего года) выросла на 17 пунктов: с 658 в 2019 до 641 в 2020. Показателен и рост представленности вузов России в мировом ТОП-500, который традиционно рассматривается как реперная точка при оценке конкурентоспособности национальных систем высшего образования. В текущем году 13 университетов России вошли в глобальный ТОП-500 против 11 в 2019 году.

Еще более интересная картина вырисовывается при анализе динамики ведущих университетов. Год за годом мы видим тенденцию: происходит усиление и отдаление выборки ведущих российских университетов от всех остальных. Речь идет о 15-20 вузах. Что, в свою очередь, является частью более долгосрочного тренда: концентрации ресурсов в крупных городских агломераций. Применительно к России, в первую очередь, это Московская и Санкт-Петербургская агломерации, на которые приходится свыше трети вузов-участников рейтинга.

По группе ТОП-10 мы видим постоянный рост в среднем на 23 позиции ежегодно. Так, если в 2013 году первая десятка по России в среднем занимала 458 позицию, то уже к 2020 – 284 позицию, или + 174 позиции за 8 лет, прошедших с запуска проекта 5-100 (8 из 10 вузов ТОП-10 – университеты проекта 5-100).

ТОП-10 университетов России в RUR 2020:

  • 97. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (+18 позиций);
  • 121. Национальный исслeдовательский ядерный университет «МИФИ» (+36 позиций);
  • 139. Томский государственный университет (+39 позиций);
  • 151. Московский физико-технический институт (+65 позиции);
  • 320. Санкт-Петербургский государственный университет (+3 позиции);
  • 360. Университет ИТМО (+85 позиций);
  • 369. Российский университет дружбы народов (+49 позиций);
  • 391. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (+100 позиций);
  • 419. Томский политехнический университет (-7 позиций);
  • 434. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (+59 позиций);

Проект 5-100: итоги программы

Текущий год примечателен тем, что заканчивается запущенный 8 лет назад Проект повышения конкурентоспособности российских университетов, более известный как Проект 5-100. Напомним, что в рамках открытого конкурса в 2013 году были отобраны 15 университетов, к которым в 2015 присоединились еще 6. Ежегодно университеты группы 5-100 получали дополнительное финансирование в размере 10 миллиардов рублей ежегодно. Таким образом, суммарное финансирование этого проекта оценивается 80 млрд. руб. за 8 лет функционирования данного проекта.

Отметим, что значимый объем данных по вузам 5-100 имеется только начиная с 2017 года, когда 20 из 21 вузов 5-100 приняли участие в рейтинге RUR. С тех пор число участников 5-100 колеблется от 19 до 20, в том числе, 19 в рейтинге текущего года.

Проект 5-100 в цифрах:

53% цитирования от общего количества цитирований российских вузов, принявших участие в RUR 2020. В 2017 году было только 45%;

  • 49% публикаций (44% в 2017);
  • 28% преподавателей (36% в 2017);
  • 27% студентов (33% в 2017);
  • 41% от общего количества защит диссертаций (47% в 2017);
  • 30% выпускников магистратуры против 40% в 2017;
  • 26% выпускников бакалавриата (36% в 2017);
  • 51% иностранных преподавателей (40% в 2017);
  • 38% иностранных студентов (43% в 2017).

О чем нам говорят представленные числа? Во-первых, показатели можно разделить на две группы: количественные и качественные. К количественным относятся, например, общее число студентов, преподавателей, выпускников образовательных программ разных уровней. К качественным – число публикаций, цитирований, количество иностранных ППС/студентов и т.д.

С одной стороны, мы видим, что растет доля 5-100 в качественных показателях (особенно в области научной продуктивности и результативности) при одновременном снижении доли в количественных. На самом деле оба процесса взаимосвязаны. При общем увеличении количества вузов-участников рейтинга от России (67 в 2017 – 82 в 2020) неизбежно будет падать доля вузов 5-100 по базовым количественным индикаторам. Но при этом растет вклад вузов 5-100 в российскую науку, растет доля иностранных ППС в вузах 5-100 относительно всей российской выборки. Таким образом, мы видим постепенное увеличение научной эффективности Проекта 5-100, т. к. при снижении количества ППС по вузам 5-100 (30.737 в рейтинге 2017, 24.834 в рейтинге 2020), растет как количество цитирований, так и количество публикаций.

Стоит отметить, что вузы проекта 5-100 крайне неоднородны. Базируясь на данных рейтинга RUR, мы можем выделить три группы:

Первая группа – это вузы, входящие в ТОП-200 ведущих университетов планеты, расположенные очень близко друг к другу. Таких университетов всего три и именно эти вузы имеют наибольшие шансы войти в мировой ТОП-100 в перспективе ближайших лет: НИЯУ МИФИ, ТГУ, МФТИ.

Вторая группа – состоит из вузов, расположенных в ТОП-500. Университеты второй группы формируют своего рода «Ядро» Проекта 5-100 и имеют все шансы постепенного вхождения в первую группу в среднесрочной перспективы (5-7 лет). Таких университетов насчитывается 7: Университет ИТМО, РУДН, НИТУ МИСиС, ТПУ, ННГУ им. Н. Н. Лобачевского, СПБПУ Петра Великого, КФУ.

Третья группа – наиболее многочисленная, в которую входят университеты, расположенные за пределами пятой сотне (т.н. «Глобальная лига» согласно классификации RUR). Таких университетов 9: Сеченовский университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СФУ, УРФУ, ДВФУ, БФУ, ТюмГУ, Самарский университет, ЮУрГУ.

Данные RUR 2020 показывают, что ключевая цель Проекта 5-100 – вхождение не менее 5 университетов в ТОП-100 до 2020 года не выполнена, если рассматривать именно общий рейтинг. Одновременно с этим в рейтинге по качеству преподавания, напротив, мы видим «перевыполнение плана».

Также примечательно, что данные RUR 2020 показывают расхождение с методикой оценки проекта 5-100, используемой для распределения субсидий университетам-участникам данного проекта. В рамках этой методики университеты оцениваются по трем группам блоков индикаторов: количественные данные, позиции в 3-х глобальных рейтингах, оценка международного совета по повышению конкурентоспособности.

Россия в рейтинге по качеству преподавания

О выдающихся результатах вузов России была сказано в начале настоящего обзора. Однако в чем причина столь сильного перекоса? Почему только один университет входит в первую сотню общего рейтинга и сразу семь по качеству преподавания?

Россия традиционно занимает более высокие позиции в рейтинге по качеству преподавания и 2020-й год не стал исключением. Если в общем рейтинге средняя позиция российского университета за 2020 год – 639 место в мире (652 в 2020), то по качеству преподавания это 502 позиция (против 491 в 2019). Таким образом, разница составляет + 137 позиций. Примечательно, что годом ранее разница была более существенной – 161 позиция. Косвенно снижение разницы между позициями в общем рейтинге и рейтинге по качеству преподавания говорит об усилении позиций отечественной высшей школы по другим направлениям, которые оцениваются в рейтинге: исследования, интернационализация, финансовая устойчивость.

Если же рассмотреть лидирующие группы отечественных вузов: ТОП-10 по стране и группу вузов 5-100, разница будет существеннее. Так, средняя позиция ТОП-10 вузов России в общем рейтинге – 280 (348 годом ранее). В рейтинге по качеству преподавания – 129 (137 годом ранее). Таким образом, российский вуз из первой десятки занимает в 2,18 раза более высокую позицию по качеству преподавания, нежели в общем рейтинге. Также примечательно, что годом ранее разница была более значительной – 2,5 раза. По группе вузов 5-100 картина схожая, пусть и менее выраженная: 492 – средняя позиция вуза Проекта 5-100 в основном рейтинге, 341 – по качеству преподавания (разница в 1,44 раза).

Представленные выше данные еще раз подтверждают тот факт, что остальные 3 направления деятельности вузов, в первую очередь, исследования, «подтягиваются» до образовательного блока.

Данные рейтинга «RUR – Преподавание» подтверждают достаточно распространенный в обществе тезис, что качество образования в России достаточно высоко. В чем российские вузы действительно уступают средним вузам Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, так это по блоку «Исследования». Здесь сказывается сложившееся с начала 30-х гг. XX века разделение собственно высшего образования и науки между университетами и Академией наук, соответственно.

О рейтинге университетов RUR

Round University Ranking (RUR) – это международный рейтинг университетов, издаваемый Рейтинговым Агентством RUR. Рейтинг оценивает деятельность 1100 ведущих университетов из 84 стран мира на протяжении 11 лет (2010-2020) по 20 индикаторам, измеряющими 4 направления деятельности вузов: качество преподавания, качество исследований, уровень интернационализации и уровень финансовой устойчивости. Столь широкий охват, как географический, так и временной, делает рейтинг RUR уникальным инструментом по выбору университетов для учебы и работы, сравнению и сопоставлению высших учебных заведений в мировом масштабе. Помимо общего рейтинга, в рейтинг RUR входит 30 рейтингов по 6 предметным областям: гуманитарные науки, науки о жизни, медицинские науки, естественные науки, социальные науки, технические науки.

Международный рейтинг университетов RUR является первым регулярно обновляемым глобальным рейтингом университетов российского происхождения. Рейтинг создан для оценки и принятия решений по выбору ВУЗов в соответствии с персональными задачами ключевых заинтересованных лиц: абитуриентов и студентов, академического сообщества, менеджмента университетов, государства.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.