В России пройдёт XXI Международный театральный фестиваль «Новый Европейский Театр»: NET

674

XXI Международный театральный фестиваль «Новый Европейский Театр»: NET пройдет в России с 13 ноября по 16 декабря сразу в двух российских столицах — в Москве, где NET имеет постоянную прописку, и в рамках Театральной олимпиады 2019 в Санкт-Петербурге и Года театра в России. Генеральный партнер фестиваля — Фонд Михаила Прохорова.

Начнется фестиваль в Москве 13 и 14 ноября сразу двумя постановками, которые в каком-то смысле являются двумя полюсами и нынешнего NETa и всего европейского театра: мэтр современной режиссуры Питер Брук привозит в Россию спектакль «Why?» о творчестве и судьбе другого мэтра режиссуры Всеволода Мейерхольда, а известный болгарский артист, хореограф и провокатор Иво Димчев, акции которого проходят в Париже, Нью-Йорке, Вене и Сеуле — интерактивный перформанс «Селфи-концерт». Спектакль Брука поставлен в знаменитом парижском театре «Буф дю Нор», внутреннее пространство которого напоминает церковь, а для перформанса Димчева прекрасно подходят выставочные залы: соседство этих опусов наглядно демонстрирует, как театр постепенно превращается из храма искусства в пространство совриска.

Ещё один перформанс из программы NETa «R&J» Кати Бочавар будет представлен 18 ноября. В основу «R&J» легли пластические композиции в сопровождении шумовых машин и драматического чтения фрагментов пьесы «Ромео и Джульетта» в переводе Бориса Пастернака. Отправной точкой перформанса стал один из концертов «ROZAMIRA», проходивший на ВДНХ в 2013 году и посвященный теме толерантности в мегаполисе. Проект стал первым в череде исследований заводов Урала, художественной интерпретации их нематериальных субстанций и артефактов.

После этого концептуального старта показы фестивальной программы переместятся в Санкт-Петербург, где пройдут в рамках Театральной олимпиады 2019. 22 и 23 ноября здесь будет сыгран уже объездивший лучшие фестивали мира спектакль «Репетиция. История(и) театра (I)» знаменитого швейцарского режиссера Мило Рау. В основе постановки документальная история о жестоком убийстве, случившемся в одном из городов Бельгии. Шесть профессиональных и непрофессиональных исполнителей будут размышлять о том, как представить на сцене насилие, и где та граница, за которой зритель не сможет спокойно сидеть в зрительном зале и наблюдать за происходящим. Фактически спектакль Рау это образец документального театра, который одновременно является радикальным психологическим экспериментом. Это провокативное действо будет сыграно в имперском здании Александринского театра, что при желании тоже можно считать провокацией.

Российская премьера — новая постановка Бориса Юхананова «Пиноккио. Лес», «Пиноккио. Театр» будет представлена 21, 22, 23, 24 ноября. Это большой проект, в котором задействована почти вся труппа, продолжает как процессуальную, так и «сказочную» линию Электротеатра, начавшуюся спектаклем «Синяя птица».

Важнейшее событие фестиваля — мировая премьера датской театральной компании SIGNA, участвовавшей в таких крупных театральных форумах и локациях, как Theatertreffen, Wiener Festwochen, Salzburger Festspiele, Internationale Schillertage. Эта выдающаяся команда впервые работает в России и создает проект специально для NETa. Каждый проект SIGNA уникален. Его невозможно вывезти на гастроли, ибо это не просто спектакль, а скорее созданные в трехмерном пространстве параллельные миры, в которых зритель, как правило, долго обживается, но которые, в конце концов, начинают восприниматься как самая что ни на есть подлинная реальность. Показы спектакля «Игрушки» начнутся 27 ноября и завершатся 14 декабря. Сайт-специфик спектакль пройдет в Музее стрит-арта на территории действующего завода слоистых пластиков. Со дня премьеры и до того момента, как проект закроется навсегда, сценарий будет развиваться и обрастать новыми смыслами, обогащаясь личным опытом перформеров.

«Состоятельная особа незадолго до смерти возвращается со свитой в Санкт-Петербург, родной город своей матери, некогда эмигрировавшей отсюда. Разочарованная тем, как мало она успела ощутить за время безбедной жизни, она стремится наверстать все перед смертью и создает целое королевство вокруг своего смертного ложа на заброшенной фабрике. Граждане этого суверенного государства — малообеспеченная молодежь, завербованная на улицах города. Днем и ночью они обязаны играть в «Конец игры», чтобы вызвать в воображении их королевы все, что ей не удалось прожить. Награда весьма щедрая: дома, бриллианты, Феррари… Но ставки гораздо выше, чем кто либо мог представить. Ошибка непростительна», – говорят об идее проекта Сигна и Артур Кёстлер.

31 ноября, 1 и 3 декабря, в середине фестиваля, пройдет показ «Всемирной истории» в постановке Давида Эспиносы, одного из самых ярких представителей театра объектов. Главные действующие лица его опуса — небольшие куклы, которых автор постепенно достает из чемодана, не без доли иронии рассказывая зрителям свою версию истории человечества.

Российская часть программы продолжится 8 декабря спектаклем «Августин. Исповедь». Автор — Вася Березин, выпускник ГИТИСа мастерской Е. Каменьковича и Д. Крымова, режиссер Театра.doc. Основой его новой работы стал теологический трактат Августина Блаженного, создателя целостной системы христианской философии. Спектакль идет на латинском языке и поднимает вопросы о взаимосвязи языка и его границ восприятия. Все это соединяется с темами принятия и не-принятия, современной философией и глубокомысленными вопросами к самим себе.

И, наконец, важной частью программы NETa станут новые постановки двух режиссеров — Анхелики Лидделл и Кэти Митчелл, чьи спектакли традиционно воспринимаются, как органичная часть феминистской повестки. 6 и 7 декабря Анхелика Лидделл представит спектакль «Ребро на столе: Мать» — личный рассказ о матери, перемежающийся яркими визуальными образами, навеянными испанским эпосом и библейскими сюжетами.

«Этот погребальный обряд (похороны матери) содержит в себе все плачи, которые в самом душераздирающем своем выражении становятся эпопеей о поисках скудных пашен моих предков. Мертвая мать, став прахом, каждую ночь зовет меня уйти вместе с ней, — мама, я просто хотела создать пьесу, которую тебе приятно было бы посмотреть, — и руки, бедные руки, сшили саван, который я надену, когда встречу тебя на небесах», – рассказывает режиссёр Анхелика Лидделл.

Фестиваль закроется 12 декабря в Санкт-Петербурге и 15 и 16 декабря в Москве постановкой Кэти Митчелл «Zauberland». Для этого спектакля Бернар Фоккруль и Мартин Кримп создали 16 новых песен, которые дополняют цикл Шумана и Гейне «Любовь поэта». Несмотря на то, что спектакль отсылает нас к музыкальной практике 19 века, в его центре оказывается не прошлое европейской культуры, а болезненные проблемы современного западного общества. Главную роль исполнит американская оперная певица, лауреат «Грэмми» и многих других музыкальных премий, Джулия Баллок.

Показы спектаклей состоятся на ведущих площадках страны — Театр Наций, Центр им. Мейерхольда, Театральный центр на Страстном, Электротеатр Станиславский, Башмет Центр, Москино-Звезда, Александринский театр и Новая сцена, Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, ММОМА и Музей стрит-арта.

Фестиваль NET был создан в 1998 году как независимая инициатива театральная критиков и вот уже 20 лет раздвигает границы жанров и представлений о театре, вписывает новейший российский театр в современный ему европейский контекст. Связывает воедино эстетические, политические и поколенческие поиски. NET открыл для российского зрителя такие важные имена современного театра, как Михаэль Тальхаймер, Ян Фабр, Димитрис Папаиоанну, Кэти Митчелл, Томас Остермайер, Пиппо Дельбоно, Давид Эспиноза, Алвис Херманис, Давид Бобе, Иво ван Хове, Арпад Шилинг, Эмма Данте, Филипп Кен. NET — это утверждение новых трендов в театральной жизни и отрицание любых клише.

Подробности на официальном сайте фестиваля по ранее предложенной ссылке.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.