В соборе святых Петра и Павла 11 апреля 2021 года состоится концерт «Бах на все времена». В вечере примет участие лауреат международных конкурсов органист Фёдор Строганов.
В евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла находится один из старейших в России органов – уникальный инструмент конца XIX века знаменитой немецкой фирмы W. Sauer. Музыка великого немецкого мастера на нем всегда звучит особенно. Известный российский органист Фёдор Строганов собрал в одной программе целую палитру органных шедевров, чтобы слушатели могли погрузиться в огромную вселенную Иоганна Себастьяна Баха.
Архитектура этого концерта так же красива и совершенна, как архитектура баховских произведений. Изящную внешнюю арку образуют две Токкаты и фуги ре минор — та, которая для миллионов людей в мире стала символом органной культуры и фигуры Баха, будет завершать программу, а откроет ее другая, получившая название «Дорийская». И если самую знаменитую Токкату и фугу хочется переслушивать, чтобы вновь и вновь переживать сильные эмоции, то «Дорийская» открывает перед внимательным слушателем секреты необычайного мастерства композитора.
Душа органной музыки Баха — его хоральные прелюдии, красочные музыкальные фрески, в которых оживают главные темы и сюжеты христианского мира. Фёдор Строганов выбрал три небольших контрастных прелюдии из собрания Шюблера (это отдельные номера из кантат, переработанные Бахом для своего любимого инструмента) и прелюдию Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ из «Маленькой органной книжечки», известную в России благодаря саундтреку из фильма Тарковского «Солярис». Для многих именно в этой миниатюре отражен весь космос музыки Баха.
Еще одну внутреннюю арку образуют два знаменитых сочинения в миноре. Потрясающе трагичная Фантазия и фуга соль минор — редкий случай автобиографического произведения Баха (фантазию он сочинил под впечатлением от смерти своей первой жены). Ей контрастирует танцевальная первая часть Трио-сонаты до минор — тот случай, когда слушатели даже не подозревают, какого мастерства, внимания и феноменальной координации требует от органиста эта изящная музыка.
Сердце концерта — импровизация. Это искусство на протяжении веков было неотъемлемой частью самой профессии органиста, но в ХХ веке постепенно сходило на нет. Фёдор Строганов остается одним из немногих российских музыкантов, кто в совершенстве им владеет.