VI Международный фестиваль духовной музыки «Адвент»

438

29 декабря 2019 года, в один из последних дней уходящего года публику ждет уникальное событие. В рамках Международного фестиваля «Адвент» состоится генделевский марафон — в один вечер прозвучат все шесть концертов для органа с оркестром ор. 4 Георга Фридриха Генделя. Виртуозные, эффектные, изящные, они были написаны для Лондона и звучали на сцене Королевского театра Ковент-Гарден, где автор сам выступал в роли солиста. В Москве их исполнит блистательный испанский органист-виртуоз Даниэль Сальвадор в сопровождении ансамбля Collegium Musicum под руководством Олега Романенко.

В 1720-е годы Гендель покорил Лондон своими операми в роскошных постановках Королевской академии музыки. Но в 1730-е вкусы публики переменились, и композитор решил посвятить себя созданию ораторий — крупных вокально-симфонических произведений. Каждый сезон с января до Пасхи он арендовал театр, чтобы представить ​​свою новую ораторию, но для полного триумфа Генделю нужен был солист-виртуоз, и он решил сам выступить в этой роли. Так родились его концерты для органа с оркестром.

Георг Фридрих имел репутацию непревзойденного органиста-виртуоза, и затея вызвала огромный интерес. Лондонская газета сообщала, что Гендель решил включить в исполнение «Деборы» «большой новый орган, который отличается разнообразием интересных регистров, являясь новой, значительно усовершенствованной моделью инструмента». Гендель превосходно владел инструментом, вдохновенно и страстно импровизировал, поражая воображение аудитории, и иногда концерты производили даже больший эффект, чем оратория.
Первый сборник органных концертов был опубликован в Лондоне в октябре 1738 года под опусом 4. Все они впервые прозвучали на сцене театра Ковент-Гарден в 1735-1736 гг. Концерты № 1 и № 6 исполнялись вместе с ораторией «Празднество Александра», а остальные звучали в один вечер с библейскими ораториями: № 2 и № 3 — с возобновленной «Эстер», № 4 — с «Аталией», а № 5 — с «Деборой».

Исполнение органных концертов Генделя в Москве — инициатива двух музыкантов, орагниста Даниэля Сальвадора и дирижера Олега Романенко, увлеченных красотой этой музыки и идеей представить редко звучащие в нашей стране сочинения московской публике. Даниэль Сальвадор — органист, дирижер и композитор. титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила в Мадриде. Выпускник Мадридской Королевской консерватории по пяти специальностям (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), он с юных лет служил церковным органистом. Как органист и клавесинист Сальвадор выступает на лучших площадках Испании, а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. и ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Выпускник Московской консерватории Олег Романенко совершенствовал искусство симфонического дирижирования под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. Свой первый ансамбль он создал в 2007 г., успешно гастролировал с ним в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку. В 2008 г. Романенко создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria», под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И.С. Баха, Гайдна. И другие крупные духовные сочинения. В настоящее время Олег Романенко возглавляет Благотворительный фонд Collegium Musicum, я также является художественным руководителем Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основателем, художественным руководителем и дирижером ансамбля Collegium Musicum. Кроме того, он автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 года ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.