Волынка с русской душой зазвучала по-новому в Царицыно

378

29 авгу­ста 2020 года состо­я­лась онлайн-транс­ля­ция кон­цер­та «Шот­лан­дия: «В горах мое серд­це» в рам­ках про­ек­та «Посоль­ские вече­ра в Цари­цыне», орга­ни­зо­ван­но­го Наци­о­наль­ным фон­дом под­держ­ки пра­во­об­ла­да­те­лей и музе­ем-запо­вед­ни­ком «Цари­цы­но».

Онлайн-кон­церт начал­ся с при­вет­ствен­ной речи почет­но­го гостя меро­при­я­тия – рек­то­ра Дипло­ма­ти­че­ской ака­де­мии МИД Рос­сии в ран­ге Чрез­вы­чай­но­го и Пол­но­моч­но­го Посла РФ Алек­сандра Яко­вен­ко. «Шот­лан­дию с Рос­си­ей свя­зы­ва­ют очень-очень дав­ние свя­зи, – отме­тил он. – То, что про­во­дят­ся Посоль­ские вече­ра, – это здо­ро­во. То, что сего­дня вечер посвя­щен куль­ту­ре Шот­лан­дии, – это тоже заме­ча­тель­но. Я наде­юсь, что эта хоро­шая куль­тур­ная тра­ди­ция про­дол­жит­ся, и мы еще уви­дим мно­го инте­рес­ных вече­ров, кото­рые будут посвя­ще­ны куль­ту­ре дру­гих народов».

Гене­раль­ный дирек­тор музея-запо­вед­ни­ка «Цари­цы­но» Ели­за­ве­та Фоки­на рас­ска­за­ла, что для про­ек­ти­ро­ва­ния цари­цын­ско­го пар­ка Ека­те­ри­на II при­гла­си­ла шот­ланд­ско­го ланд­шафт­но­го дизай­не­ра Фрэн­си­са Рида, кото­рый был настоль­ко оча­ро­ван Рос­си­ей, что про­жил здесь до кон­ца сво­ей жизни.

Инте­рес­но, что еже­год­но в кон­це авгу­ста в Эдин­бур­ге про­хо­дит Коро­лев­ский парад воен­ных оркест­ров Military Tattoo. В нем при­ни­ма­ют уча­стие музы­кан­ты из раз­ных стран, в том чис­ле бара­бан­щи­ки и волын­щи­ки. В этом году парад, к сожа­ле­нию, отме­ни­ли, но мож­но ска­зать, что рос­сий­ская вер­сия пара­да Military Tattoo состо­я­лась на фоне пре­крас­но­го зам­ка Царицыно.

Все зна­ют, что волын­ка – тра­ди­ци­он­ный шот­ланд­ский духо­вой музы­каль­ный инстру­мент, ее про­тяж­ные зву­ки не пере­пу­та­ешь ни с чем. Но мож­но ли сыг­рать на волын­ке миро­вой хит груп­пы Queen «We Will Rock You»? «Оркестр волын­щи­ков Моск­вы» отве­ча­ет: «Да! И еще как!». Новое зву­ча­ние всем извест­ной мело­дии ста­ло самым ярким собы­ти­ем вечера.

При этом исто­рия волын­ки не менее инте­рес­на, чем она сама. Сего­дня все счи­та­ют волын­ку неотъ­ем­ле­мой частью кельт­ской куль­ту­ры, одна­ко неко­гда этот музы­каль­ный инстру­мент был очень попу­ля­рен в Древ­ней Руси. Ско­мо­ро­хи и потеш­ные музы­кан­ты XIII века часто игра­ли про­стые мело­дии на волын­ке, о чем сохра­ни­лись упо­ми­на­ния в лето­пи­сях и древ­не­рус­ском фольк­ло­ре. Напри­мер, есть такая рус­ская посло­ви­ца-при­пев­ка: «Волын­ка да гудок – собе­ри наш домок».

Воз­мож­но, внут­ри каж­до­го из нас на уровне гене­ти­че­ской памя­ти дрем­лет дав­но забы­тая любовь к прон­зи­тель­ным темб­рам волын­ки, кото­рые так удач­но раз­но­об­ра­зи­ли попу­ляр­ные музы­каль­ные моти­вы это­го вечера.

Фото и офи­ци­аль­ный сайт про­ек­та – ambassadore.ru .

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.