Всероссийские «Поединки хоров» в формате 55+ пройдут в Москве

593

26 нояб­ря 2019 года в Кон­церт­ном зале «Измай­ло­во» состо­ит­ся финал IV Кон­кур­са хоро­вых кол­лек­ти­вов пен­си­о­не­ров Рос­сии «Поедин­ки хоров». Орга­ни­за­то­ра­ми кон­кур­са высту­пи­ли Союз пен­си­о­не­ров Рос­сии и бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Каче­ство жиз­ни» при под­держ­ке Пен­си­он­но­го фон­да РФ.

«Поедин­ки хоров» – кон­курс люби­тель­ско­го мастер­ства, сре­ди участ­ни­ков нет про­фес­си­о­наль­ных музы­кан­тов и испол­ни­те­лей. Уни­каль­ность кон­кур­су при­да­ет воз­раст пев­цов: по пра­ви­лам сорев­но­ва­ний не менее 70% вока­ли­стов каж­до­го кол­лек­ти­ва долж­ны быть стар­ше 55 лет, верх­ний пре­дел не огра­ни­чен. Самым стар­шим участ­ни­кам мос­ков­ско­го фина­ла испол­ни­лось 85 лет!

Дру­гая его осо­бен­ность – песен­ные дуэ­ли: хоры и ансам­бли высту­па­ют на сцене попар­но, чему кон­курс и обя­зан сво­им назва­ни­ем. Кто пре­взой­дёт сопер­ни­ков по уров­ню испол­ни­тель­ско­го мастер­ства и арти­стиз­ма, выра­зи­тель­но­сти испол­не­ния, костю­мам, рек­ви­зи­ту и про­из­во­ди­мо­му худо­же­ствен­но­му впе­чат­ле­нию – решит про­фес­си­о­наль­ное жюри. В него вошли про­фес­со­ра Рос­сий­ской Ака­де­мии музы­ки им. Гне­си­ных Татья­на Малы­ше­ва и Дмит­рий Оне­гин, веду­щая солист­ка теат­ра «Гели­кон-опе­ра», заслу­жен­ная артист­ка РФ Мари­на Кали­ни­на, про­фес­сор Мос­ков­ской госу­дар­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии, заслу­жен­ная артист­ка Нина Коро­ле­ва и народ­ный артист Рос­сии Миха­ил Ножкин.

Еже­год­но «Поедин­кам хоров» зада­ет­ся глав­ная тема. В раз­ное вре­мя это были частуш­ки, застоль­ные пес­ни, 100-летие ВЛКСМ. Поедин­ки-2019 будут посвя­ще­ны пес­ня­ми о люб­ви. Участ­ни­ки испол­нят лири­че­ские и шуточ­ные про­из­ве­де­ния оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных авторов.

В этом году про­ве­де­ние кон­кур­са при­уро­че­но к 25-летию Сою­за пен­си­о­не­ров Рос­сии. На мос­ков­ский финал при­едут 12 рос­сий­ских твор­че­ских кол­лек­ти­вов из вось­ми феде­раль­ных окру­гов – побе­ди­те­ли отбо­роч­но­го реги­о­наль­но­го эта­па, а так­же два при­гла­шен­ных ансам­бля – «Род­ник» из Вар­ша­вы и «Шах­та­роч­ка» из Донецка.

Каж­дый кол­лек­тив име­ет свою непо­вто­ри­мую исто­рию и береж­но хра­нит тра­ди­ции род­но­го края. Мно­гие выби­ра­ют про­из­ве­де­ния авто­ров сво­ей малой Роди­ны и гор­дят­ся тем, что их репер­ту­ар уни­ка­лен. Так, музы­ку для ака­де­ми­че­ско­го хора «Камер­тон» (г. Санкт-Петер­бург) пишет кон­церт­мей­стер кол­лек­ти­ва, а туль­ский хор «Вес­но­вей» испол­ня­ет тво­ре­ния сво­е­го зем­ля­ка, извест­но­го ком­по­зи­то­ра и осно­ва­те­ля Туль­ско­го народ­но­го хора проф­со­ю­зов Ана­то­лия Федякина.

Сре­ди фина­ли­стов нема­ло кол­лек­ти­вов, кото­рые сло­жи­лись 20 и даже 40 лет назад. Они стре­мят­ся сохра­нить куль­тур­ное насле­дие сво­их реги­о­нов, вос­ста­нав­ли­ва­ют ста­рин­ные обы­чаи и обря­ды, в том чис­ле пев­че­ские. Так, уси­лия народ­но­го хора села Пены, одно­го из ста­рей­ших в Кур­ской обла­сти и насчи­ты­ва­ю­ще­го все­го 800 жите­лей, спо­соб­ство­ва­ли воз­рож­де­нию зна­ме­ни­той Пен­ской ярмар­ки – тре­тьей по извест­но­сти после Соро­чин­ской и Миро­поль­ской. Дру­гие хоры – совсем юные, но уже успе­ли заявить о себе. Это, напри­мер, ансамбль «Мело­дия» (г. Сокол Воло­год­ской обла­сти), создан­ный в 2018 году.

Объ­еди­ня­ет фина­ли­стов глав­ное – стрем­ле­ние выра­зить через пес­ню свои чув­ства и настрой, заря­дить­ся энер­ги­ей. Боль­шин­ство хори­стов живет пени­ем и верит в то, что оно помо­га­ет стро­ить, жить, пере­но­сить невзго­ды, делить­ся радо­стью. Вален­ти­на Бори­со­ва, руко­во­ди­тель Свод­но­го хора пен­си­о­не­ров «Радуж­ный» (с. Крас­ное Бел­го­род­ской обла­сти) при­зна­ет­ся, что на репе­ти­ци­ях и тем более выступ­ле­ни­ях «девоч­ки» забы­ва­ют обо всех забо­тах и боляч­ках: «Пение – наш сек­рет актив­но­го дол­го­ле­тия». По сло­вам руко­во­ди­те­ля ансам­бля «Чеба­ту­ха» из под­мос­ков­но­го посел­ка Повед­ни­ки Аллы Заха­ро­вой, ее хорист­ки счи­та­ют себя счаст­ли­вы­ми людь­ми, у кото­рых есть люби­мое дело.

Ради него стар­шее поко­ле­ние гото­во бук­валь­но на все. Ни рас­сто­я­ния, ни погод­ные усло­вия не заста­вят их сидеть дома. Их любовь к пению столь искрен­на и зара­зи­тель­на, что объ­еди­ня­ет целые семьи – в Народ­ном хоре «Крас­ная гвоз­ди­ка» (пос. Мед­ве­де­во, Марий Эл) поёт уже вто­рое поко­ле­ние семьи Пере­воз­чи­ко­вых. Надеж­да Шуве­ро­ва, руко­во­ди­тель хора, с вос­тор­гом рас­ска­зы­ва­ет о них и об осталь­ных участ­ни­ках: «Дождь, снег, мороз – не повод про­гу­лять репе­ти­цию. Поло­ви­на соста­ва хора три раза в неде­лю по часу едет обще­ствен­ным транс­пор­том из Йош­кар-Олы. А сей­час мы и вовсе зани­ма­ем­ся каж­дый день!»

По уси­лен­ной про­грам­ме репе­ти­ру­ет не толь­ко «Крас­ная гвоз­ди­ка». Все кол­лек­ти­вы гото­вят­ся к «поедин­ку» и уве­рен­но заяв­ля­ют – едем за побе­дой! В посел­ке Ола Мага­дан­ской обла­сти соли­сты уго­ва­ри­ва­ют сво­е­го руко­во­ди­те­ля Арка­дия Боба­ри­ко зани­мать­ся не три раза в неде­лю, а хотя бы пять. «Наши муж­чи­ны забы­ва­ют о рыбал­ке, когда речь идет о пении и выступ­ле­ни­ях, – гово­рит Арка­дий Вла­ди­ми­ро­вич. – Доби­ра­ют­ся даже в пур­гу, когда доро­ги не вид­но. Да и я сам ради репе­ти­ции про­ез­жаю боль­ше 30 км».

Кон­курс­ные выступ­ле­ния фести­ва­ля прой­дут в Кон­церт­ном зале «Измай­ло­во» (Москва, Измай­лов­ское ш., д. 71, корп. 5). Нача­ло в 14:00.

Вече­ром того же дня состо­ит­ся тор­же­ствен­ная цере­мо­ния награж­де­ния побе­ди­те­лей и гала-кон­церт с уча­сти­ем веду­щих твор­че­ских кол­лек­ти­вов столицы.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.