Выставка футуриста «Кирилл Зданевич. Тифлис – Москва» открывается в Государственном музее Востока

353

21 июня 2019 года в Государственном музее Востока (Москва, Никитский бульвар, д. 12а) открывается выставка «Кирилл Зданевич. Тифлис – Москва». Это первая в столице персональная выставка художника, ставшего яркой фигурой русско-грузинского авангарда. Его работам в 1914 году Пабло Пикассо поставил «оценку 5+». В историю отечественной культуры Кирилл Зданевич вошел и как один из первооткрывателей творчества Нико Пиросмани, а также собиратель его работ и биограф. На выставке будет представлено более 80 работ художника из частных собраний: живопись, графика, а также архивные документы и фотографии.

Кирилл Зданевич. Портрет жены Валерии. Начало 1920 годов. Бумага, акварель, 34х30 см

Богатая событиями творческая жизнь Кирилла Михайловича Зданевича (1892–1969), связана не только с его родным Тифлисом. Тесная дружба с многими представителями русской культуры сформировала его как художника. Его работы участвовали в таких легендарных московских выставках начала ХХ века, как «Ослиный хвост» и «Мишень», а также в масштабной экспозиции «Париж–Москва» (1981) и выставке «Грузинский авангард» (2016). Его произведения находятся в собраниях крупнейших российских музеев, но персональной выставки в Москве до сих пор не было, хотя они проходили в Грузии, во Франции и в Америке. Музей Востока, показывая в монографической экспозиции произведения Кирилла Зданевича и документы из частных московских собраний, вводит в научный оборот новые материалы о его деятельности и в какой-то мере восстанавливает историческую справедливость.

Зритель увидит редко экспонировавшуюся графику 1910–1920-х годов, когда Кирилл Зданевич, успев «глотнуть парижского воздуха», находился в эпицентре художественной жизни Тифлиса. Чуткий к новым художественным веяниям, он с легкостью экспериментировал в разных манерах: создавал кубофутуристические композиции, пейзажи и натюрморты, выразительные и узнаваемые портреты людей своего окружения. Он расписывал стены артистических кабаре, попутно делая ироничные зарисовки посетителей, рисовал афиши к поэтическим вечерам своего брата Ильи Зданевича и других ниспровергателей художественных авторитетов, иллюстрировал их книги, оформлял театральные постановки.

В эти же годы наиболее полно реализовался литературный дар Зданевича – он пишет и издает книги о Нико Пиросмани. В них собраны не только факты и теперь уже неотделимые от них легенды о жизни «кинто Николая», но и запечатлена удивительная атмосфера старого Тифлиса, ставшая, не без участия Кирилла Михайловича, устойчивой мифологемой в отечественной культуре.

Завершит свою работу выставка 31 июля.

Кирилл Зданевич. Натюрморт с виноградом на черном. 1964 год. Ксении Геннадиевне Глонти на добрую память. 21 мая 1964 года. Картон, гуашь, 47х65 см

Кирилл Зданевич. Натюрморт с дыней на блюде. 1964 год. Бумага, гуашь

Кирилл Зданевич. Пейзаж с деревом. 1962 год. Бумага, гуашь

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.