Выставка произведений Кьель Пар-Иверсена «Норвегия — Россия. Паломничество художника» открывается в залах МВК РАХ

680

13 декаб­ря 2017 года мэрия горо­да Ста­ван­гер (Коро­лев­ство Нор­ве­гия), Фонд «Kjell Pahr-Iversen», Рос­сий­ская ака­де­мия худо­жеств при под­держ­ке гале­реи «Amare», SpareBank и Rogoland Country Council пред­став­ля­ют юби­лей­ную выстав­ку Кьель Пар-Ивер­се­на «Нор­ве­гия — Рос­сия. Палом­ни­че­ство худож­ни­ка» в залах МВК РАХ Гале­рее искусств Зура­ба Цере­те­ли (Москва, ул. Пре­чи­стен­ка, д. 19).

Впер­вые в Рос­сии пока­жут более 70 работ стан­ко­вой живо­пи­си и гра­фи­ки извест­но­го нор­веж­ско­го абстракциониста. 

Кьель Пар-Ивер­сен — веду­щий худож­ник сво­е­го род­но­го горо­да Ста­ван­гер и один из наи­бо­лее зна­чи­мых пред­ста­ви­те­лей совре­мен­ной абстрак­ции в Нор­ве­гии. Он полу­чил обра­зо­ва­ние в Ака­де­ми­ях изоб­ра­зи­тель­ных искусств Нор­ве­гии, Дании и Гол­лан­дии, допол­нив его рабо­той в сту­ди­ях и арт-рези­ден­ци­ях Пари­жа и Амстердама.

Кьель Пар-Ивер­сен отно­сит­ся ко вто­ро­му после­во­ен­но­му поко­ле­нию нор­веж­ских худож­ни­ков, испы­тав­ших вли­я­ние евро­пей­ско­го аван­гар­дист­ско­го дви­же­ния «Коб­ра», абстракт­ной живо­пи­си «Новой Париж­ской шко­лы» и аме­ри­кан­ской линии абстракт­но­го экс­прес­си­о­низ­ма. На про­тя­же­нии шести­де­ся­ти лет твор­че­ской дея­тель­но­сти он посто­ян­но обра­ща­ет­ся к этим маги­страль­ным направ­ле­ни­ям в искус­стве модер­низ­ма сере­ди­ны XX века. Интер­на­ци­о­наль­ный харак­тер его раз­ви­тия и мно­го­об­ра­зие спо­со­бов и при­е­мов рабо­ты с фор­мой, цве­том и про­стран­ством, опре­де­ли­ли содер­жа­ние и кон­текст, на осно­ве кото­рых Кьель Пар-Ивер­сен создал соб­ствен­ный язык, худо­же­ствен­ный стиль и технику. 

Три цен­траль­ных моти­ва сво­е­го твор­че­ства худож­ник заим­ству­ет из ана­то­мии, бота­ни­ки и хри­сти­ан­ской куль­ту­ры: «Сolumna vertebralis» — позво­ноч­ник, «Herbarium» – типо­ло­гия рас­те­ний и «Icon» – изоб­ра­же­ния-посред­ни­ки меж­ду «гор­ним» и «доль­ним» мира­ми. Оттал­ки­ва­ясь от тра­ди­ций рус­ской пра­во­слав­ной ико­но­пи­си, серия раз­ви­ва­ет идею «духов­но­го» сред­ства­ми стан­ко­вой кар­ти­ны. Осмыс­ляя про­бле­мы кано­на, худож­ник сов­ме­ща­ет само­быт­ные чер­ты нор­веж­ско­го изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства с про­грамм­ным стрем­ле­ни­ем абстрак­ции к сози­да­нию авто­ном­ной фор­мы и изо­ли­ро­ва­нию чув­ствен­но­го, в дан­ном слу­чае и рели­ги­оз­но­го объ­ек­та. Худож­ник созда­ет серии, посте­пен­но рас­кры­ва­ю­щие новую тему в ракур­се опти­ми­сти­че­ско­го взгля­да на эво­лю­цию при­ро­ды, где нет места жерт­ве, трав­ми­ру­ю­ще­му отбо­ру и внут­рен­ним ката­стро­фам. Най­ти под­хо­дя­щее выра­же­ние для пере­да­чи дина­ми­ки жиз­нен­но­го роста, неза­ви­си­мо от того, что это – экс­прес­сия ико­ны и рели­ги­оз­ное созер­ца­ние или мик­ро­косм рас­те­ний. Но окон­ча­тель­ный ответ на свои поис­ки Кьель Пар-Ивер­сен не дает, остав­ляя гео­гра­фию сво­е­го палом­ни­че­ства в сфе­ре сакраль­но­го соучастия. 

Полу­чив обра­зо­ва­ние сна­ча­ла как гра­фик, Кьель Пар-Ивер­сен зани­ма­ет­ся рисун­ком. Его гра­фи­че­ские рабо­ты и аква­ре­ли полу­чи­ли широ­кую извест­ность. В допол­не­ние к живо­пис­ным сери­ям на выстав­ке пред­став­лен ряд фигу­ра­тив­ных рисун­ков раз­ных лет.

Завер­шит свою рабо­ту выстав­ка 14 янва­ря 2018 года.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.