Выставка работ Александра Родченко из коллекции Фонда Still Art открывается в Центре фотографии им. братьев Люмьер

2584

24 янва­ря 2020 года Центр фото­гра­фии име­ни бра­тьев Люмьер пред­став­ля­ет выстав­ку работ выда­ю­ще­го­ся худож­ни­ка рус­ско­го аван­гар­да Алек­сандра Род­чен­ко из кол­лек­ции фон­да Still Art, создан­но­го Еле­ной и Миха­и­лом Кари­са­ло­вы­ми. В экс­по­зи­цию вой­дут рабо­ты Род­чен­ко раз­ных лет, начи­ная с пер­вых фото­гра­фи­че­ских опы­тов 1920‑х до кон­ца 1930‑х годов. 

На выстав­ке будут пред­став­ле­ны зна­ме­ни­тые порт­ре­ты дру­зей Род­чен­ко – худож­ни­ков, архи­тек­то­ров, поэтов, писа­те­лей, кино­ре­жис­се­ров, сотруд­ни­ков жур­на­лов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», сре­ди кото­рых узна­ва­е­мый порт­рет Лили Брик, кото­рый стал осно­вой для пла­ка­та Лен­ги­за, несколь­ко фото­гра­фий Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го из пер­вой фото­сес­сии в мастер­ской Род­чен­ко на Мяс­ниц­кой (1924) и зна­ме­ни­тая фото­гра­фия Оси­па Бри­ка, где вме­сто одной из линз очков вмон­ти­ро­ва­но назва­ние жур­на­ла «ЛЕФ». В экс­по­зи­цию так­же вой­дут порт­ре­ты семьи: мате­ри фото­гра­фа, его жены Вар­ва­ры Сте­па­но­вой и доче­ри Вар­ва­ры Род­чен­ко, архи­тек­тур­ные съем­ки и фото­ре­пор­та­жи: леген­дар­ные «Бал­ко­ны» (1925), «Пожар­ная лест­ни­ца» (1925), «Лест­ни­ца» (1929), а так­же «Пио­нер — тру­бач» (1930) и «Пио­нер­ка» (1930).

Соку­ра­то­ром выстав­ки высту­пит внук и веду­щий спе­ци­а­лист твор­че­ства Алек­сандра Род­чен­ко, Алек­сандр Лав­рен­тьев. В экс­по­зи­ции будет пред­став­ле­но 58 сереб­ря­но-жела­ти­но­вых отпе­чат­ков из двух аль­бо­мов музей­ной серии порт­фо­лио, выпу­щен­ных тира­жом 35 экзем­пля­ров в 1994–1997 годах, собран­ных под руко­вод­ством Вар­ва­ры Род­чен­ко, Алек­сандра Лав­рен­тье­ва и гале­ри­ста Говар­да Шикле­ра. Печать фото­гра­фий, вошед­ших в порт­фо­лио и предо­став­лен­ных фон­дом Still Art, осу­ществ­ле­на Алек­сан­дром Лав­рен­тье­вым и Юри­ем Плак­си­ным в фото­ла­бо­ра­то­рии Род­чен­ко с ори­ги­наль­ных нега­ти­вов автора.

Алек­сандр Михай­ло­вич Род­чен­ко (1891–1956) – один из лиде­ров рус­ско­го аван­гар­да, нова­тор в обла­сти живо­пи­си, скульп­ту­ры, книж­но­го, пла­кат­но­го, кино- и теат­раль­но­го дизай­на, начал фото­гра­фи­ро­вать в 1924 году. Его экс­пе­ри­мен­таль­ный под­ход к фото­гра­фии навсе­гда изме­нил исто­рию это­го вида искус­ства и повли­ял не толь­ко на совре­мен­ни­ков, но и опре­де­лил раз­ви­тие фото­гра­фии на деся­ти­ле­тия вперед.

Исполь­зуя такие при­е­мы, как съем­ка с непри­выч­но­го ракур­са (свер­ху вниз и сни­зу вверх), кото­рый сра­зу же ста­ли назы­вать «род­чен­ков­ским»; диа­го­наль­ное постро­е­ние ком­по­зи­ции, зада­ю­щее дина­ми­ку и рит­мич­ность кад­ру; съем­ка дета­ли и круп­но­го пла­на; при­ме­не­ние двой­ной экс­по­зи­ции и тон­кая рабо­та со све­то­те­не­вы­ми кон­траста­ми, Род­чен­ко стре­мил­ся, как писал Осип Брик, пре­вра­тить зна­ко­мую вещь в «кажет­ся нико­гда не видан­ную кон­струк­цию», изме­нить при­выч­ный взгляд чело­ве­ка на, рас­ши­рить воз­мож­но­сти «видеть вещи».

Алек­сандр Род­чен­ко. Пио­нер — тру­бач. 1930 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Порт­рет мате­ри. 1924 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Пожар­ная лест­ни­ца. 1925 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Поэт Вла­ди­мир Мая­ков­ский. 1924 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Сос­ны, Пуш­ки­но. 1927 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Бал­ко­ны. 1925 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Девуш­ка-курьер. 1928 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Лест­ни­ца. 1929 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Девуш­ка с «Лей­кой». 1934 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Спор­тив­ный клуб «Дина­мо». 1935 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Кри­тик Осип Брик. 1924 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Поэт Вла­ди­мир Мая­ков­ский. 1924 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Сбор на демон­стра­цию. 1928 год

Алек­сандр Род­чен­ко. Лиля Брик. 1924 год

Завер­шит рабо­ту выстав­ка 14 июня.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.