Выставка полно и наглядно представляет последние этапы многолетней истории иллюстрации произведений Данте. Вслед за знаменитой серией Гюстава Доре многие известные художники пытались по-новому визуально представить «Божественную комедию», некоторые из них – по крайней мере, Дали, Гуттузо, Раушенберг, – добились выдающихся результатов.
Настоящая выставка рождает диалог между различными художественными техниками, методами, подходами: от художников, которые работают в русле традиции (Миммо Паладино, Моника Бейснер, Том Филлипс), до тех, кто применяет цифровые технологии – самостоятельно (Эмилиано Понци) или в сочетании с карандашным рисунком (Паоло Барьбери). Зритель совершит настоящее путешествие по современной визуальной культуре – разнообразной, многогранной, богатой формальными находками, предлагающей новые способы прочтения Данте.
Девять сериграфий Тома Филлипса (1982), отобранные из ста тридцати девяти иллюстраций к великой поэме, – пример оригинального языка, в котором непосредственность поп-арта соединяется с удивительным, впечатляющим поиском выразительных средств.
Совсем иные по духу иллюстрации яичной темперой, созданные Моникой Бейснер (2001) – первой женщиной, которая проиллюстрировала всю «Божественную комедию»: работы Бейснер говорят о внимании к мельчайшим деталям, художница творчески перерабатывает фигуративную традицию, восходящую к самому Джованни ди Паоло.
Миммо Паладино (2020), напротив, выбирает экспериментальный, переосмысленный рисунок, стремясь нащупать архаичные корни дантовской поэмы: художник действует как «шаман» и в то же время трактует стихи Данте в русле собственной поэтики.
Все названные выше художники применяют традиционную технику, зато Паоло Барбьери и Эмилиано Понци (оба иллюстрировали Данте в 2012 году) идут иным путем. Барбьери соединяет традицию и новаторство: зритель может увидеть, как карандаш, то есть исходный набросок, превращается в яркое красочное изображение, а атмосфера фэнтези рождает совершенно новую интерпретацию поэмы. Со своей стороны, Понци использует цифровую технологию, создавая сюрреальное, проникнутое тревогой простанство и прочитывая Данте в холодном, современном ключе.
Эмильяно Понци. V круг, Гневливые. Цифровое изображение, бумага, 21х29,6 см
Эмильяно Понци. IV круг, Скупые. Цифровое изображение, бумага, 21х14,8 см
Паоло Барбьери. Ад, песнь III, Харон. Карандаш, бумага, 48×33 см
Паоло Барбьери. Ад, песнь XXXI, Гиганты. Цифровое изображение, бумага, 50×70 см
Миммо Паладино. Рай, Песнь III, Пиккарда Донати. Коллаж, чернила, бумага, 40х30 см
Миммо Паладино. Ад, Песнь I, Сумрачный лес. Акварель, бумага, 48х34 см
Моника Бейснер. Чистилище, песнь XXX, Данте и Беатриче. Яичная темпера, бумага, 11×16,5 см
Моника Бейснер. Ад, песнь I, Сумрачный лес. Яичная темпера, бумага, 11×16,5 см
Моника Бейснер. Ад, песнь XXXIV, Люцифер. «И здесь мы вышли вновь узреть светила». Яичная темпера, бумага, 16,5×11 см
Моника Бейснер. Чистилище, песнь XXXIII, Чист и достоин посетить светила… Яичная темпера, бумага, 16,5×11 см
Том Филлипс. Ад, песнь XXIX, Летающий человек: подражание природе. Сериграфия, бумага, 76,5х54,5 см
Том Филлипс. Данте в своем кабинете. Сериграфия, бумага, 76,5х54,5 см
Выставка «Сверхсовременный Данте. Иллюстрации художников разных стран 1983-2021», организованная Государственным музеем А.С. Пушкина и Итальянским институтом культуры в Москве, приурочена к 700-летию со дня смерти итальянского поэта, мыслителя, богослова, создателя великой «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Выставка работает с 18 сентября по 17 октября 2021 года.