Выставка Татьяны Назаренко «Диалог со временем» открывается в залах РАХ

991

17 апреля 2019 года в залах Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, д. 21) открывается выставка живописных работ Татьяны Назаренко «Диалог со временем». Самобытное творчество Татьяны Григорьевны Назаренко – крупного советского и российского живописца – сформировалось в начале 1970-х. В экспозиции, развернутой в выставочных залах Российской академии художеств, представлено более 40 живописных произведений, 30 графических листов, инсталляция и несколько арт-объектов, выполненных автором с 1990 годов и по настоящее время.

Выпускница Московской художественной школы и живописного факультета МГАХИ им. Сурикова, где её учителями были Д.Д. Жилинский и A.M. Грицай, также работала в творческой мастерской Академии художеств СССР у Г.М. Коржева. Т.Г. Назаренко – профессор и педагог, долгое время руководила мастерской станковой живописи Суриковского института.

Сегодня она знаменита и титулована, входит в число самых известных художников современной России. Ее картины находятся в крупнейших музеях и художественных галереях мира.

Татьяна Назаренко – народный художник России, академик и член Президиума Российской академии художеств, обладатель многих наград и лауреат премий, в том числе Государственной премии РФ, премии Москвы, премии «Триумф».

В экспозиции, развернутой в выставочных залах Российской академии художеств, представлено более 40 живописных произведений, 30-ти графических листов, инсталляция и несколько арт-объектов, выполненных автором с 90-х годов по настоящее время. Среди них такие картины, как «Мастерская на Масловке», «Памятник истории», «Саломея», «Лот и дочери», «Игра», «Венецианский карнавал», «Любовники в синей спальне», работы из знаменитой серии «Семейный альбом» и графической серии «Люди звери».

Выставочный проект «Диалог со временем» осваивает иной взгляд на проблематику времени в творчестве Татьяны Назаренко. Зритель сталкивается с масштабной экспозицией, построенной по принципу фрагментарного показа. Живопись и серии станковой графики, силуэтные портреты из фанеры и инсталляция, апроприирующая технику и фактуру картин, составляют «панораму» работ, созданных за последние тридцать лет. Попытка избежать ретроспективного жанра переключает внимание с биографии художника на повествовательную структуру экспозиции, которая фиксирует современность в качестве «исторического времени». Современность, показанная автором, является постоянно открытой зоной конфронтации и участия, театром военных действий, где время возникает как ресурс жизни, повседневности и истории, как социальный конструкт.

Татьяна Назаренко устанавливает диалог не с самим временем, но с его политическими, практикуемыми возможностями. Художник уточняет сцены жизни и воспринимает ее в категориях целостной исторической среды, выраженной в опыте различных культур, имеющих особые способы воспроизводства времени. Три измерения – прошлое, настоящее и будущее – связываются друг с другом в рамках динамичного и оригинального единства исторического взгляда. Живописные композиции как будто размыкают ощущение протяженности времени и постоянно формируют различия между иерархиями политик исторических периодов, стоящими за досугом, престижем, публичным и приватным общением, преломлениями памяти и мифа в географии городских и деревенских пространств. Героями этих композиций являются вовсе не люди (индивиды), но «машины желания» – фигуративы, схватывающие в своем содержании самодостаточную и спонтанную субъективность, витальную жизнеспособность, которая строится по моделям и процессам социальной активности.

Завершит свою работу выставка 12 мая.

Подготовлено по материалам статьи искусствоведа Александра САЛЕНКОВА

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.