Жаннета АРУТЮНЯН: «Команда-Партнерство-Инновации»

348

Муниципальный долгопрудненский театр «Город» – сегодня один из самых известных и популярных учреждений культуры не только на территории Подмосковья, но и России. Хорошо известно это название и за пределами РФ: долгопрудненцы постоянно принимают участие во многих международных театральных мероприятиях. Театр «Город» традиционно занимает лидирующие места в рейтинге учреждений культуры Московской области, а его директор Жаннета Арутюнян, занимающая свой пост с 2001 года, в 2015 году стала Лауреатом Премии Губернатора Московской области «Лучший по профессии» в номинации «Лучший менеджер культуры Московской области», и в настоящее время является одним из самых профессиональных и авторитетных руководителей в сфере культуры региона.

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ

– Жаннета Владимировна, вы уже много лет являетесь директором долгопрудненского муниципального театра. На ваших глазах проходило множество изменений в системе культуры Российской Федерации. Как вы относитесь к тем инновациям, которые сегодня так или иначе обязательно присутствуют в работе учреждений сферы культуры и искусства?

– Театром «Город» я руковожу уже 18 лет – это огромный срок в истории развития как подмосковного региона, так и в сфере культуры. Особенно на фоне того, что сейчас время коротких дистанций: все меняется стремительно, решения необходимо принимать очень быстро. За эти годы действительно прошло реформирование сферы культуры и искусства. Более того, реформа эта продолжается и сегодня. Когда она только началась, многие воспринимали изменения как элемент некого болезненного вторжения в профессиональное поле. Но сейчас те руководители, которые сумели за это время стать современными менеджерами культуры и искусства, понимают, что без реформ невозможно обновление, необходим альянс современного творческого коллектива и сегодняшнего дня. А без такого альянса, в свою очередь, невозможно и формирование стратегических проектов на будущее. Я себя отношу к современным менеджерам культуры и искусства, к тем, кто успевает за переменами сегодняшнего дня, кто живет сегодня и создает задел на будущее, ну и, конечно, формирует идеологию своего зрителя, ведь любой деятель культуры и искусства это, прежде всего, идеолог. И наша задача – сделать так, чтобы сегодняшние юные зрители шли в будущее с теми настроениями, амбициями, взглядами и задачами, которые мы закладываем в них уже сейчас.

– Что необходимо сегодня в первую очередь для развития учреждения культуры?

– Чтобы учреждение правильно развивалось, необходимы стратегические инициативы и правильная концепция работы, а также те наработки, которые позволяют воплотить все эти инициативы в жизнь. Руководитель должен понимать, куда он развивает конкретное учреждение, конкретную программу, конкретный спектакль, для чего он это делает, с какой целью. Помимо владения инструментарием развития учреждения должна быть стратегия развития учреждения и – директорская стратегия. Я являюсь сторонником не сиюминутного, спонтанного принятия решений, а действия, следующего по точно выверенному плану. Если директор как руководитель учреждения понимает, в каком направлении он развивает свое учреждение, то основная стратегическая линия развития учреждения выстраивается в точно обозначенном ключе. Соответственно все тактические задачи сегодняшнего дня понятны, доступны и занимают гораздо меньше времени на реализацию планов, проектов, чем, когда ты живешь в отсутствии целеполагания. Поэтому от директорской стратегии очень многое зависит, причем не только развитие учреждения, но и составление актуальной интересной афиши, и подбор кадров, и привлечение перспективных партнеров.

– Вы лично занимаетесь подбором кадров?

– Да. Причем с каждым соискателем я работаю индивидуально. Хороший директор всегда смотрит вперед и видит человека в перспективе. Это тоже стратегическое планирование – уметь понять, на что способен человек. Обычно на собеседованиях я руководствуюсь девизом: «Думай глобально – действуй локально». Даже если человек не подходит для чего-то, что необходимо в данный момент, нужно разглядеть в нем перспективы, понять, как он сможет раскрыть и реализовать себя в нашем театре. Часто бывало, что приходил претендент на одну должность и оставался совершенно на другой, в которой в итоге он реализовал себя на 200 процентов.

В театре «Город» небольшой коллектив, и надо вовремя уметь разглядеть, что происходит с каждым. У любого человека в жизни бывают трудности, беды, проблемы. Важно не упустить момент и вовремя заметить, предложить помощь, и, тем самым, возможно, спасти человека.

ДОЛГОПРУДНЫЙ – ЛУЧШИЙ ГОРОД НА ЗЕМЛЕ

– Существует ли какая-то специфика руководства именно театром «Город»?

– Я рассматриваю данный театр как – муниципальный, драматический и репертуарный. Это разные ипостаси одного учреждения, каждая из которых требует самостоятельного подхода, самостоятельной ответственности, что, в свою очередь, требует досконального знания профессии. За 18 лет, что я нахожусь на посту директора, театр прошел путь разнопланового развития – профессиональное, социокультурное, стратегическое. В результате сегодня театр представляет собой многофункциональный центр, социокультурный институт, причем не только профессиональном смысле, но и в непосредственной связке с жизнью Долгопрудного – города, в котором мы находимся и живем, и с жизнью долгопрудненцев. Ведь мы, прежде всего, работаем, для жителей нашего города и его гостей, и наша первоочередная задача – показать, что наш город лучший не только в Подмосковье, но и на всей планете. Это наша Малая Родина, и мы ей гордимся.

– Есть ли у вас свой секрет успеха?

– Конечно! Мой директорский лайфхак, простая формула успеха современного учреждения, причем, не только культуры: команда-партнерство-инновации. Это те три кита, на основе которых строится любая работа. Если есть команда, на которую ты можешь рассчитывать – люди, способные быстро и эффективно задумать, спроектировать, воплотить в жизнь определенное мероприятие; если есть партнеры, которые готовы быстро реагировать и включаться в общий деловой поток, если есть опыт и интерактивное мышление, возможность применять современные технологии и «фишки» для интересного вкрапления даже в привычные протокольные, системные мероприятия, то успех обеспечен! Второй секрет успеха – собственно в системном подходе.

Хочу отметить, что у нас действительно работают люди, на которых можно полагаться, которыми можно гордиться. Каждый сотрудник – это отдельная история, которая главой вписана в историю театра «Город». В этом сезоне у нас появился новый главный режиссер – Антон Преснов. Это молодой и талантливый человек, становление которого на творческом пути неразрывно связано с «Городом», куда много лет назад он впервые пришел заниматься в театральную студию. С тех пор Антон окончил ГИТИС, выступил в качестве режиссера российских версий таких мюзиклов как «Призрак Оперы», CHICAGO, «Бал вампиров», «Волшебник страны OZ» и других, параллельно работая в нашем театре.

– Какие подмосковные театры вы считаете своими основными конкурентами?

– Каждый театр, находящийся с нами на одной территории, то есть в Московской области, теоретически является нашим конкурентом – за зрителя, за сценические площадки, в деловых профессиональных программах. Мы работаем в одном регионе, развиваемся в схожих условиях при отчасти разных возможностях. Но фактически, политика и стратегия нашего театра уже давно выстроена так, что все коллективы – наши партнеры и друзья. Мы все взаимодействуем, и очень дружелюбно, на различных мероприятиях областного, муниципального и всероссийского уровня. Лучше направить профессиональные усилия на достижение конструктивных целей, чем потратить время на деструктивную конкуренцию с выяснением отношений.

БЕЗ МЕЧТЫ НЕ ФОРМИРУЕТСЯ БУДУЩЕЕ

– На ваш взгляд, какие форматы работы в сфере культуры наиболее интересны и перспективны сегодня?

– В настоящее время наш театр активно занимается проектной деятельностью. На мой взгляд, в существующих реалиях акцент именно на проектном менеджменте – это перспективное направление, которое активно и успешно развивает учреждение. Надо сказать, что во всем мире сфера культуры уже давно «заточена» под этот тренд, но в нашей стране интерес к различного рода проектам возник относительно недавно. В то же время лично мне очень повезло – у меня были очень хорошие педагоги по проектному менеджменту. Когда я училась в Высшей школе деятелей сценического искусства под руководством Г.Г. Дадамяна, курс по проектному менеджменту у нас читала Ольга Сенаторова – известный театральный критик и аналитик театра, лауреат многочисленных профессиональных премий, член Союза театральных деятелей России, обладатель Знака «Благодарю» Губернатора Московской области, генеральный продюсер Федерального фестиваля «Театральный Олимп» в г. Сочи; в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ также курс по проектному менеджменту вела замечательный педагог, новатор, супер-специалист в этой области Татьяна Шинина, большое внимание в процессе обучения уделявшая потрясающим тактическим тренингам, благодаря которым мы – студенты, состоявшиеся директора учреждений – получили практическую основу тех знаний и навыков, которые сегодня постоянно применяем в работе.

Своих педагогов я регулярно приглашаю в наш театр с лекциями, мастер-классами и профессиональной помощью. Для работы в команде и с командой. Если знаниями обладает только руководитель – это не правильно. Я считаю, что команда должна соответствовать директору и всегда поддерживаю всестороннее профессиональное развитие своих сотрудников. Иметь умных образованных людей в коллективе – это выгодно, удобно и очень организует работу. Люди могут самостоятельно быстро принимать адекватные решения в любой ситуации, в том числе форс-мажора. Мне нравится, что у нас с коллективом один язык профессионального контента.

– Можете привести примеры наиболее успешных ваших проектов?

– Один их ярчайших примеров – это ежегодный Областной театральный фестиваль «Долгопрудненская осень», который в этом году состоится уже в 13-й раз. Традиционно организаторами его являются Министерство культуры Московской области, администрация г. Долгопрудного и театр «Город». Нынешней осенью фестиваль пройдет с 25 октября по 1 ноября. На сегодняшний день он включен в список важнейших культурных событий Московской области на 2019 год, что безусловно выдвигает нас во флагманы театрального процесса. Областной фестиваль помогает зрителям, деятелям культуры и искусства, чиновникам министерства, администрациям городов-участников держать руку на пульсе творческой жизни региона, отслеживать тенденции, происходящие в современном театральном процессе, видеть, как развивается театральное искусство в Московской области. Фестиваль «Долгопрудненская Осень» – достаточно уникальное явление на культурной арене нашего региона. В свое время он задумывался как проект, в котором в первый раз участвовало около 10 коллективов, для сравнения – в прошлом году в нем приняли участие почти 20 театров. Сегодня это не просто рабочее мероприятие, это значимое театральное событие в нашем регионе. Фестиваль традиционно идет неделю, каждый день на сцене нашего театра представлено от 3 до 5 спектаклей, кроме этого в режиме нон-стоп проходят творческие лаборатории, лекции, мастер-классы. Каждый год мы приглашаем на «Долгопрудненскую осень» высококлассное профессиональное жюри, в состав которого входят ведущие эксперты театральной и культурной сферы нашей страны. После каждого спектакля члены жюри проводят предметный разговор, профессиональный разбор с режиссером и труппой. Это один из факторов, который привлекает к участию в фестивале лучшие театры не только Подмосковья. У фестиваля расширенная внеконкурсная «гостевая» программа. Чтобы быть впереди, необходимо уметь сравнивать себя с теми, кто работает на том же профессиональном поле, в схожих финансово-экономических условиях. Не устаю повторять: многие коллективы уже в день окончания очередного фестиваля оставляют нам заявку на участие в будущем году, и для нас это очень хороший показатель профессионализма, подготовки и ответственности конкретного театра.

– Как изменялся фестиваль «Долгопрудненская Осень» за эти годы?

– Помимо количественных показателей, в разы выросли и качественные. Как я уже отметила, судят у нас ведущие профессионалы страны. Это мотивирует театры-участники к качественным показам и организационной ответственности. Несколько лет назад, помимо конкурсной программы, участвовать в которой по положению о фестивале могут только профессиональные театры Московской области, у нас появилась и внеконкурсная. Связано это с тем, что много коллективов, не проходящих по условиям основного конкурса, хотели принять участие в фестивале. Разнообразие и разноплановость участвующих коллективов – это одна из составляющих фестиваля и маркер развития театрального процесса. Плотная афиша, безусловно, очень радует зрителей, но довольно тяжело отражается на организации процесса и работе жюри и сотрудников театра. Проще говоря, это довольно тяжело – просмотреть за день несколько постановок, дать каждой профессиональную оценку и провести после каждой часовое профессиональное обсуждение. В прошлом году мы сократили поле внеконкурсной программы, выведя часть коллективов в другую форму взаимодействия со зрителем. Дело в том, что еще два года назад мы организовали в режиме стартапа Открытый театральный фестиваль студий, коллективов, объединений и любительских театров «Долгопрудненская Весна». В нем могут попробовать свои силы все те коллективы, которые не подходят под критерии осеннего фестиваля. Лучшие постановки, одобренные жюри, приглашаются к участию в «Долгопрудненской осени». Могу сказать, что второй фестиваль “Долгопрудненская Весна”, который прошел этой весной, показал себя как утвердившее себя, достойное, интересное мероприятие, сумевшее занять свое место на театральном поле.

– О каких новых работах театра «Город» вы могли бы рассказать?

– В рамках проектной деятельности мы развиваемся в разных направлениях. Сотрудники театра «Город» регулярно становятся лауреатами Премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье». Все победившие проекты имеют большое значение для идеологического, эстетического, нравственного становления наших зрителей, особенно молодежи.

Также третий год подряд в целях развития репертуарной стратегии театр «Город» принимает участие в большом Федеральном проекте «Театры малых городов», инициированном депутатами ВПП «Единая Россия» и поддержанном на всех уровнях.

Мы получаем финансирование, благодаря которому имеем возможность ставить новые спектакли и обновлять техническую базу. Каждую реализацию данного проекта можно назвать успешной, интересной, очень актуальной и своевременной, значение его для долгопрудненской сцены и зрителей переоценить невозможно – в репертуаре за это время появилось пять спектаклей, три из из которых – патриотической направленности, рассказывающих об истории нашего города, Долгопрудного, о достижениях Московской области, о судьбах людей, о больших Героях малой Родины. Также в прошлом году был выпущен спектакль о юности последнего Государя Российской империи Николая II. Хочу подчеркнуть, что в этой постановке мы не коснулись политики, нам важно было осветить совсем другие аспекты: взаимоотношения внутри семьи, уважение к детям, становление человека, личности. В этом году мы удостоены чести снова принимать участие в данном проекте. К постановке подготовлены два новых спектакля – “Аленький цветочек” и “Дядя Ваня”. Эти спектакли в постановке нашего главного режиссера Антона Преснова, несомненно, займут достойное место в творческой копилке театра. В них мы вновь стараемся приоткрыть тайны человеческих душ, уловить аспекты высоких взаимоотношений, показать в постановках лучшие стороны человеческого сознания: честность, благородство, подрядочность. Ведь одна из основных и глобальных задач театра – это воспитание личности, формирование генерации зрителя нового времени и формата, современного человека, живущего в XXI веке. Человека, для которого мы выходим на сцену. Кто он наш зритель? Это зритель, который умеет думать, анализировать и… мечтать. Ведь без мечты не формируется будущее. Мы формируем зрителя, умеющего воплощать мечту в «Город высокого полета!».

Людмила КОЛМАНОВСКАЯ

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.