Жизнь вне домов. В ГМИРЛИ имени В. И. Даля открылась выставка «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941–1944»

690

В год 75-летия со дня Победы в Доме И.С. Остроухова в Трубниках в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля открылась выставка «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941–1944».

Лишь только пока журналистам довелось увидеть экспозицию, приуроченную к такой памятной для всей страны дате. До окончания карантина будут онлайн-экскурсии, онлайн-лекции, виртуальные туры по новой выставке, однако я всё же поделюсь своими впечатлениями. Анна Ахматова, Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Виктор Шкловский, Михаил Зощенко, Владимир Луговской, Сергей Эйзенштейн так или иначе прошли через воронку военного и эвакуационного быта. “В те жёсткие годы в Узбекистане можно было встретить людей едва ли не всех национальностей нашей страны. На одном заводе или на одной съемочной площадке вместе работали русские и белорусы, молдаване и украинцы, поляки и узбеки, литовцы и греки…”, — писала позже Анна Ахматова.

Чистополь-Ташкент-Алма-Ата. Комнатки, углы, чемоданы, картонные коробки, дощатые стены. Скудное эвакуационное обиталище. Вот те города, повествующие о трагичных, сложных, сумбурных, во многом холодных и голодных годах эвакуации. На войну уходили мужья и жены, отцы и матери, сыновья и дочери. Воевал Арсений Тарковский, на войне погибли Георгий Эфрон (сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона), Всеволод Багрицкий, Павел Коган… В Елабуге, в эвакуации, покончит собой Марина Цветаева, погибнет на войне практически вся «писательская рота», а Семен Гудзенко уйдет в мир иной в 1953 году, скончавшись от ран, полученных в бою. В том ужасе 1940-х люди будут терять семьи, дома, ощущать оторванность от родных мест, близких. Эвакуация во многом стала испытанием как для писателей, поэтов, художников, режиссёров, так и для самих жителей сел и городов России и республик ССР.

В те далеко нелегкие времена и так небогато жили, плохо было и с работой, но тем не менее, эвакуированных кормили, селили, утешали, привечали. Очень многие писатели и поэты оставили воспоминания, дневниковые записи, стихи, посвященные тем страшным дням.

Но те дни, с другой стороны, не были лишь только трагичными. В комнатах и углах, где обитали временно советские поэты и писатели, рождались стихи и новые замыслы произведений, люди влбблялись, ссорились и мирились. Ждали вестей с фронта и вместе горевали о потерях. Очень теплые впечатления оставила Анна Ахматова о Ташкенте, благодаря жителей Узбекистана за их заботу о детях, беженцах (сколько их было усыновлено в те годы!).

В годы войны в Средней Азии было снято 23 фильма! И каких! «Иван Грозный», «Свинарка и пастух», «Два бойца» (одесскую историю снимали в Ташкенте). Одним словом, люди жили вопреки тяжким обстоятельствам, писали стихи, сценарии, картины, делали зарисовки восточной экзотики (на выставке представлены работы Павла Зальцмана, ученика Павла Филонова), письма на фронт и… ждали Победы, которая, конечно, пришла. А с ней надежды и утраты.

Материалом для выставки послужили дневниковые записи, письма и мемуары свидетелей того времени. В выставочных залах Дома И.С. Остроухова представлены редчайшие документы из фондов ГМИРЛИ имени В.И. Даля, Дома-музея Марины Цветаевой, Музея кино, Музея индустриальной культуры, картины и документы Павла Зальцмана из семейного фонда Марии Зусманович, документы из личного архива Натальи Громовой, Никиты Шкловского и других.

Будем очень надеяться, что выставку можно будет увидеть и воочию до 10 мая 2020 года.

Марина АБРАМОВА

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.