100 лет цирка, образование артистов, проектирование школы будущего: Секция «Цирк и уличный театр» подвела итоги

180

Секция «Цирк и уличный театр» на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме в этом году решила обратить пристальное внимание на образование молодого поколения, будущее циркового искусства и искусства уличного театра в целом. Три дня проходили профессиональные конференции с участием российских и зарубежных артистов, режиссеров, педагогов. Клоуны с мировой славой провели серию мастер-классов для будущих артистов. Одним из важных событий секции стал юбилей российского государственного цирка.

«В этом году исполняется 100 лет советскому цирку. Цирку, который всегда составлял гордость нашего Отечества, цирку, который восхищал, вдохновлял, влюблял в себя и детей, и взрослых. Каждый из нас запомнил имена своих кумиров, царивших на манеже, навсегда, потому что цирк приходит в жизнь человека в детстве, и восторг от этой встречи незабываем.

За минувшие 100 лет цирковое искусство знало периоды взлетов и падений, настоящего триумфа и некоторой растерянности. Сегодня в нашем цирке, быть может, не самые простые времена, но он до сих пор остается местом великих традиций. Хочется верить, что не за горами то время, когда наш цирк станет местом и великих художественных экспериментов, и новаций. И в этом смысле вся наша надежда на молодежь, – отмечает руководитель секции, народный артист РФ Вячеслав Полунин. – Именно поэтому на нынешнем Форуме мы обращаемся к проблеме образования в области циркового искусства и уличного театра. Нам важно осознать и собственный опыт, и опыт зарубежных коллег, чтобы сделать нашу школу более современной, более эффективной, более творческой.

Это задача, как нам кажется, требует незамедлительного решения, и Культурный форум является идеальной площадкой для осмысления столь насущных вопросов».

Первый день открылся конференцией «Образование актеров и режиссеров цирка и уличного театра», которая прошла в Кордегардии Русского музея. Эксперты и профессионалы со всего мира представили свои доклады, основанные на собственном опыте. Так, Фу Цзиэнь, вице-председатель Союза циркового искусства Китая (КНР) рассказал о современном китайском цирке и школах, где обучаются будущие артисты. Директор Европейской федерации профессиональных цирковых школ FEDEC Изабель Жёли (Бельгия) рассказала о том, как улучшить качество образования в цирковых школах. Европейская федерация профессиональных цирковых школ FEDEC предлагает педагогам курсы повышения квалификации, предоставляет digital инструменты для использования в цирковой сфере. Педагог Академии Франтеллини Аньес Брюн (Франция) рассказала о самой Академии, ее устройстве и возможностях.

«У нас есть любительские мастерские для детей и взрослых, которые хотят учиться цирковому искусству. Есть продюсерский центр, потому что все наши выпускники делают спектакли и их нужно продвигать. Этим занимаются продюсеры. К тому же Академия очень часто выпускает спектакли в сотрудничестве с другими организациями, поэтому мы даем студентам такую поддержку, чтобы они учились и на продюсерском направлении тоже. Соответственно, все что мы делаем – спектакли, которые ставятся в Академии, они происходят либо в Академии, либо за ее пределами», – поделилась Аньес Брюн.

О своем опыте педагогической работы рассказали еще многие режиссеры и педагоги из разных стран мира.

Первый день секции завершился в Российском государственном институте сценических искусств мастер-классом «Живая энергия – основа воспитания артиста», который провел актер, мим, режиссер и преподаватель театрального класса Монреальского университета Олег Киселев (Канада). Созданная им уникальная методология работы по развитию пластической выразительности тела завоевывает все больше и больше поклонников в разных странах мира. Эта универсальная техника дает возможность актеру избавиться от общепринятых сценических «зажимов», стандартов и клише. В результате такой работы актер становится легким, более выразительным и свободным на сцене.

Во второй день работы секции прошли два мастер-класса: утренний и вечерний. Блистательный клоун, педагог и директор Института Новой клоунады Джанго Эдвардс и его коллега Клаудиа Кантоне (Испания) провели мастер-классы по клоунаде под названием «По ту сторону хохота» для будущих профессиональных актеров, ныне студентов РГИСИ, а также артистов Упсала-Цирка и участников лаборатории СТД, которой руководит Вячеслав Полунин.

«Искусство актера-клоуна — это не просто профессия, а стиль жизни, который требует понимания эмоций, чувствительности, страстности и сердца. Сущность клоуна представляет собой сочетание наивности и зрелости. Благодаря использованию разнообразных игр, физических упражнений, социально-логических демонстраций, импровизаций и представлений каждый ученик найдет свою комическую простоту, наивность и логику, которые являются основными составляющими формулы клоуна», – отметил Джанго Эдвардс.

Одним из ключевых событий секции стала Торжественная ассамблея, посвященная 100-летию российского цирка. Открыл мероприятие вступительными словами актер и режиссер театра и кино, а также модератор мероприятия Андрей Максимков: «100 лет назад 26 августа 1919 года был подписан декрет об объединении театрального дела, который узаконил национализацию циркового имущества. Именно этот день считается днем рождения государственного цирка, но благодаря этому декрету 1919 год так важен в истории цирка. Именно в этом году нарком Луначарский опубликовал статью, в которой четко определил основные элементы циркового зрелища. Цитирую: “Первым, и самым важным, является демонстрация физической силы и ловкости, физической красоты человеческого организма. Вторым элементом цирка является тот род комического, который переходит в фарс, шарж, буффонад, ибо клоунада представляет собой одну из вершин комического. И, наконец, третий элемент циркового зрелища комического – пантомима и карнавал. Побережем традиции циркового мастерства, придем на помощь труженикам цирка, людям огромной преданности своему делу напряженной работы над собой, оставим за цирком его великие задачи демонстрировать силу, ловкость, отвагу, возбуждать смех и восхищение блестящим, ярким и преувеличенным зрелищем”. По-моему, все четко, ясно и понятно».

Директор Екатеринбургского цирка, знаменитый клоун, народный артист России Анатолий Марчевский выступил следующим со своей речью. Он поздравил всех присутствующих с юбилеем цирка и после своих слов предложил всем посмотреть небольшой фильм, посвященный истории российского цирка.

«Я считаю, что цирк сегодня очень важен как в нашей стране, так и во всем мире, потому что он несет позитивный заряд, он несет уверенность в завтрашнем дне. Цирк всегда есть, был и будет современным искусством. В цирке артист получает славу только тогда, когда выходит на манеж. Уходит с манежа – и забывается. Это самое искреннее, самое честное искусство. Под фонограмму сальто не сделаешь, и к виртуальным тиграм не выйдешь. И каждый день ты крутишь пять сальто-мортале, рискуя жизнью. А для чего? Чтобы доставить зрителю удовольствие, наслаждение, вселить в него уверенность, что человек может все – главное хотеть. Человек создан для того, чтобы побеждать, чтобы защищать. И сегодня, скажу в защиту наших животных, животные в цирке – это наши близкие, родные дети. О них заботятся даже порой больше, чем о самих себе. Наша страна имеет свои традиции, и мы будем свои традиции защищать и развивать», – сказал Анатолий Марчевский.

На Торжественную ассамблею пришли и ветераны цирка: Владимир Шилинский-Лерри, Константин Канашкин и Александр Брусникин. Ключевое событие секции «Цирк и уличный театр» не могло пройти без циркового номера. Торжественную ассамблею украсила эквилибристка Юлия Попова, которая показала номер на зеркальном шаре. Несомненно, спикеры обсудили и деловые вопросы. Так директор Белорусского цирка Владимир Шабан не только рассказал о дружественных взаимоотношениях цирков России и Беларуси, но и упомянул, что после Ассамблеи состоится подписание договора о сотрудничестве между Российской цирковой компанией и Белорусским государственным цирком.

«У нашего цирка потрясающие традиции и потрясающие люди. Но не хватает режиссеров, новых идей, не хватает обновления. Нашему цирку нужно как можно больше фантазии, сумасшествия, новых поступков, поиска совершенно непонятных вещей. Нужно открыть форточки, двери – пустить как можно больше свежего воздуха. Надо дать молодежи мечту. А мечта в чем? В новом, в неизвестном, в поисках», – отметил Вячеслав Полунин.

Конференция «Образование актеров и режиссеров цирка и уличного театра» продолжилась во второй день темой «Воспитание клоуна. Воспитание артиста уличного театра». На конференции выступили Вячеслав Полунин, который рассказал собравшимся о тех способах воспитания будущих клоунов, которые он практиковал и практикует по сей день; клоунесса и педагог из Канады Сью Моррисон, модератор и куратор секции, театровед Наталья Табачникова, режиссер, педагог, актер и основатель «Театро Нуклео» Горацио Черток (Италия). Основатель и директор Института Новой клоунады Джанго Эдвардс (Испания) поделился со слушателями своими мыслями о природе клоуна, школе и своим пониманием клоунады, как явления в мире.

«На самом деле, любой клоун уже лучший. Потому что люди рождаются, а не становятся клоунами. Клоун – это не просто кто-то со смешными париком и большим носом, клоун – это о вас, это о жизни. Да, у каждого из них есть определенная религия, страна, но при этом, когда мы говорим о клоуне, это просто человек, который родился клоуном. Если вы родились клоуном – вы свободный человек.

…Есть люди со всего мира, которые приезжают к нам в Институт. Мы работаем с разными клоунами, другими профессионалами, и получается, что это интернациональная школа. Мы обучаем тех, кто в последствии будет обучать других. Я приехал сюда, чтобы поделиться этой информацией. Мое поколение, мои друзья полюбили клоунаду, выбрали клоунаду. Если вы клоун – вы равны. Все, конечно, делают эту работу по-разному, разными способами.

…Вы должны найти своего клоуна, для себя, клоуна внутри себя… это поиск свободы», – сказал Джанго Эдвардс.

В последний день работы секции прошел круглый стол «Воспитание профессиональных артистов в самодеятельных студиях». В обсуждении вопросов образования и воспитания, специфике преподавания приняли участие Лариса Афанасьева, художественный руководитель и директор «Упсала-цирка», Марина Ланда, художественный руководитель музыкального театра детей «Радуга» (Россия), режиссер и педагог Олег Киселев (Канада).

Спикеры отметили, что сейчас появляется множество разных студий: цирковых, музыкальных, театральных. Но не каждая студия имеет свою конкретную цель и миссию. А ведь от так называемой сверхзадачи зависит сам процесс обучения.

«Очень часто homo sapiens’ы, эти амбициозные “зверьки”, чувствуют себя полубогами, людьми, которые уже все знают про эту жизнь. Но мне кажется, у нас есть всегда есть возможность научиться, – заметила Лариса Афанасьева. – Система образования вступила с реальностью в конфликт. Я первого сентября наблюдала за тем, как дети идут в школу – они не идут туда радостно, они не бегут. И многие дети, не все, говорят: “Нам надо терпеть. Терпеть 10 лет”. И это на самом деле трагичная, ужасная вещь. Потому что нас учат терпеть учиться. Хотя на самом деле, обучение, это, пожалуй, самый интересный процесс в жизни. Другое дело, что мы, взрослые, делаем из этого процесса? Как мы выстраиваем этот процесс?»

В ходе дискуссии спикеры проанализировали современную ситуацию не только циркового искусства в целом, но и клоунады в частности.

«Все что связано с клоунадой, цирком, окутано флером таинственности, потому что эти профессии содержат огромное количество секретов. Не просто секретов, а некое отношение к жизни, которое совершенно не совпадает с нормальными людьми. До сих пор профессия цирка, профессия клоунады не разобрана, не побоюсь этого слова, с точки зрения науки. Под наукой я подразумеваю тот анализ, тот подход к этому явлению, с точки зрения психологического, психического пути, который смог бы нам объяснить, почему вообще клоун появился на свет. Клоунаду и цирк можно назвать областью критического существования. Это та область, в которую входит человек, очевидно, рожденный и готовый к этому роду деятельности. Поэтому обучение клоуна, обучение циркового артиста естественно приобретает форму такого процесса, который заставляет меньше всего думать “а почему я это делаю и зачем?”» – сказал Олег Киселев.

Участники конференции отметили, что вопросы образования и будущего цирка сейчас поистине актуальны и важны, а профессиональные встречи и обмен опытом помогает развивать это уникальное направление искусства.

Фото – сайт culturalforum2019.tassphoto.com

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.