100 лет цирка, образование артистов, проектирование школы будущего: Секция «Цирк и уличный театр» подвела итоги

684

Сек­ция «Цирк и улич­ный театр» на VIII Санкт-Петер­бург­ском меж­ду­на­род­ном куль­тур­ном фору­ме в этом году реши­ла обра­тить при­сталь­ное вни­ма­ние на обра­зо­ва­ние моло­до­го поко­ле­ния, буду­щее цир­ко­во­го искус­ства и искус­ства улич­но­го теат­ра в целом. Три дня про­хо­ди­ли про­фес­си­о­наль­ные кон­фе­рен­ции с уча­сти­ем рос­сий­ских и зару­беж­ных арти­стов, режис­се­ров, педа­го­гов. Кло­у­ны с миро­вой сла­вой про­ве­ли серию мастер-клас­сов для буду­щих арти­стов. Одним из важ­ных собы­тий сек­ции стал юби­лей рос­сий­ско­го госу­дар­ствен­но­го цирка.

«В этом году испол­ня­ет­ся 100 лет совет­ско­му цир­ку. Цир­ку, кото­рый все­гда состав­лял гор­дость наше­го Оте­че­ства, цир­ку, кото­рый вос­хи­щал, вдох­нов­лял, влюб­лял в себя и детей, и взрос­лых. Каж­дый из нас запом­нил име­на сво­их куми­ров, царив­ших на мане­же, навсе­гда, пото­му что цирк при­хо­дит в жизнь чело­ве­ка в дет­стве, и вос­торг от этой встре­чи незабываем.

За минув­шие 100 лет цир­ко­вое искус­ство зна­ло пери­о­ды взле­тов и паде­ний, насто­я­ще­го три­ум­фа и неко­то­рой рас­те­рян­но­сти. Сего­дня в нашем цир­ке, быть может, не самые про­стые вре­ме­на, но он до сих пор оста­ет­ся местом вели­ких тра­ди­ций. Хочет­ся верить, что не за гора­ми то вре­мя, когда наш цирк ста­нет местом и вели­ких худо­же­ствен­ных экс­пе­ри­мен­тов, и нова­ций. И в этом смыс­ле вся наша надеж­да на моло­дежь, – отме­ча­ет руко­во­ди­тель сек­ции, народ­ный артист РФ Вяче­слав Полу­нин. — Имен­но поэто­му на нынеш­нем Фору­ме мы обра­ща­ем­ся к про­бле­ме обра­зо­ва­ния в обла­сти цир­ко­во­го искус­ства и улич­но­го теат­ра. Нам важ­но осо­знать и соб­ствен­ный опыт, и опыт зару­беж­ных кол­лег, что­бы сде­лать нашу шко­лу более совре­мен­ной, более эффек­тив­ной, более творческой.

Это зада­ча, как нам кажет­ся, тре­бу­ет неза­мед­ли­тель­но­го реше­ния, и Куль­тур­ный форум явля­ет­ся иде­аль­ной пло­щад­кой для осмыс­ле­ния столь насущ­ных вопросов».

Пер­вый день открыл­ся кон­фе­рен­ци­ей «Обра­зо­ва­ние акте­ров и режис­се­ров цир­ка и улич­но­го теат­ра», кото­рая про­шла в Кор­де­гар­дии Рус­ско­го музея. Экс­пер­ты и про­фес­си­о­на­лы со все­го мира пред­ста­ви­ли свои докла­ды, осно­ван­ные на соб­ствен­ном опы­те. Так, Фу Цзи­э­нь, вице-пред­се­да­тель Сою­за цир­ко­во­го искус­ства Китая (КНР) рас­ска­зал о совре­мен­ном китай­ском цир­ке и шко­лах, где обу­ча­ют­ся буду­щие арти­сты. Дирек­тор Евро­пей­ской феде­ра­ции про­фес­си­о­наль­ных цир­ко­вых школ FEDEC Иза­бель Жёли (Бель­гия) рас­ска­за­ла о том, как улуч­шить каче­ство обра­зо­ва­ния в цир­ко­вых шко­лах. Евро­пей­ская феде­ра­ция про­фес­си­о­наль­ных цир­ко­вых школ FEDEC пред­ла­га­ет педа­го­гам кур­сы повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции, предо­став­ля­ет digital инстру­мен­ты для исполь­зо­ва­ния в цир­ко­вой сфе­ре. Педа­гог Ака­де­мии Фран­тел­ли­ни Аньес Брюн (Фран­ция) рас­ска­за­ла о самой Ака­де­мии, ее устрой­стве и возможностях.

«У нас есть люби­тель­ские мастер­ские для детей и взрос­лых, кото­рые хотят учить­ся цир­ко­во­му искус­ству. Есть про­дю­сер­ский центр, пото­му что все наши выпуск­ни­ки дела­ют спек­так­ли и их нуж­но про­дви­гать. Этим зани­ма­ют­ся про­дю­се­ры. К тому же Ака­де­мия очень часто выпус­ка­ет спек­так­ли в сотруд­ни­че­стве с дру­ги­ми орга­ни­за­ци­я­ми, поэто­му мы даем сту­ден­там такую под­держ­ку, что­бы они учи­лись и на про­дю­сер­ском направ­ле­нии тоже. Соот­вет­ствен­но, все что мы дела­ем – спек­так­ли, кото­рые ста­вят­ся в Ака­де­мии, они про­ис­хо­дят либо в Ака­де­мии, либо за ее пре­де­ла­ми», – поде­ли­лась Аньес Брюн.

О сво­ем опы­те педа­го­ги­че­ской рабо­ты рас­ска­за­ли еще мно­гие режис­се­ры и педа­го­ги из раз­ных стран мира.

Пер­вый день сек­ции завер­шил­ся в Рос­сий­ском госу­дар­ствен­ном инсти­ту­те сце­ни­че­ских искусств мастер-клас­сом «Живая энер­гия – осно­ва вос­пи­та­ния арти­ста», кото­рый про­вел актер, мим, режис­сер и пре­по­да­ва­тель теат­раль­но­го клас­са Мон­ре­аль­ско­го уни­вер­си­те­та Олег Кисе­лев (Кана­да). Создан­ная им уни­каль­ная мето­до­ло­гия рабо­ты по раз­ви­тию пла­сти­че­ской выра­зи­тель­но­сти тела заво­е­вы­ва­ет все боль­ше и боль­ше поклон­ни­ков в раз­ных стра­нах мира. Эта уни­вер­саль­ная тех­ни­ка дает воз­мож­ность акте­ру изба­вить­ся от обще­при­ня­тых сце­ни­че­ских «зажи­мов», стан­дар­тов и кли­ше. В резуль­та­те такой рабо­ты актер ста­но­вит­ся лег­ким, более выра­зи­тель­ным и сво­бод­ным на сцене.

Во вто­рой день рабо­ты сек­ции про­шли два мастер-клас­са: утрен­ний и вечер­ний. Бли­ста­тель­ный кло­ун, педа­гог и дирек­тор Инсти­ту­та Новой кло­у­на­ды Джан­го Эдвардс и его кол­ле­га Кла­удиа Кан­тоне (Испа­ния) про­ве­ли мастер-клас­сы по кло­у­на­де под назва­ни­ем «По ту сто­ро­ну хохо­та» для буду­щих про­фес­си­о­наль­ных акте­ров, ныне сту­ден­тов РГИСИ, а так­же арти­стов Упса­ла-Цир­ка и участ­ни­ков лабо­ра­то­рии СТД, кото­рой руко­во­дит Вяче­слав Полунин.

«Искус­ство акте­ра-кло­у­на — это не про­сто про­фес­сия, а стиль жиз­ни, кото­рый тре­бу­ет пони­ма­ния эмо­ций, чув­стви­тель­но­сти, страст­но­сти и серд­ца. Сущ­ность кло­у­на пред­став­ля­ет собой соче­та­ние наив­но­сти и зре­ло­сти. Бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию раз­но­об­раз­ных игр, физи­че­ских упраж­не­ний, соци­аль­но-логи­че­ских демон­стра­ций, импро­ви­за­ций и пред­став­ле­ний каж­дый уче­ник най­дет свою коми­че­скую про­сто­ту, наив­ность и логи­ку, кото­рые явля­ют­ся основ­ны­ми состав­ля­ю­щи­ми фор­му­лы кло­у­на», – отме­тил Джан­го Эдвардс.

Одним из клю­че­вых собы­тий сек­ции ста­ла Тор­же­ствен­ная ассам­блея, посвя­щен­ная 100-летию рос­сий­ско­го цир­ка. Открыл меро­при­я­тие всту­пи­тель­ны­ми сло­ва­ми актер и режис­сер теат­ра и кино, а так­же моде­ра­тор меро­при­я­тия Андрей Мак­сим­ков: «100 лет назад 26 авгу­ста 1919 года был под­пи­сан декрет об объ­еди­не­нии теат­раль­но­го дела, кото­рый уза­ко­нил наци­о­на­ли­за­цию цир­ко­во­го иму­ще­ства. Имен­но этот день счи­та­ет­ся днем рож­де­ния госу­дар­ствен­но­го цир­ка, но бла­го­да­ря это­му декре­ту 1919 год так важен в исто­рии цир­ка. Имен­но в этом году нар­ком Луна­чар­ский опуб­ли­ко­вал ста­тью, в кото­рой чет­ко опре­де­лил основ­ные эле­мен­ты цир­ко­во­го зре­ли­ща. Цити­рую: “Пер­вым, и самым важ­ным, явля­ет­ся демон­стра­ция физи­че­ской силы и лов­ко­сти, физи­че­ской кра­со­ты чело­ве­че­ско­го орга­низ­ма. Вто­рым эле­мен­том цир­ка явля­ет­ся тот род коми­че­ско­го, кото­рый пере­хо­дит в фарс, шарж, буф­фо­над, ибо кло­у­на­да пред­став­ля­ет собой одну из вер­шин коми­че­ско­го. И, нако­нец, тре­тий эле­мент цир­ко­во­го зре­ли­ща коми­че­ско­го — пан­то­ми­ма и кар­на­вал. Побе­ре­жем тра­ди­ции цир­ко­во­го мастер­ства, при­дем на помощь тру­же­ни­кам цир­ка, людям огром­ной пре­дан­но­сти сво­е­му делу напря­жен­ной рабо­ты над собой, оста­вим за цир­ком его вели­кие зада­чи демон­стри­ро­вать силу, лов­кость, отва­гу, воз­буж­дать смех и вос­хи­ще­ние бле­стя­щим, ярким и пре­уве­ли­чен­ным зре­ли­щем”. По-мое­му, все чет­ко, ясно и понятно».

Дирек­тор Ека­те­рин­бург­ско­го цир­ка, зна­ме­ни­тый кло­ун, народ­ный артист Рос­сии Ана­то­лий Мар­чев­ский высту­пил сле­ду­ю­щим со сво­ей речью. Он поздра­вил всех при­сут­ству­ю­щих с юби­ле­ем цир­ка и после сво­их слов пред­ло­жил всем посмот­реть неболь­шой фильм, посвя­щен­ный исто­рии рос­сий­ско­го цирка.

«Я счи­таю, что цирк сего­дня очень важен как в нашей стране, так и во всем мире, пото­му что он несет пози­тив­ный заряд, он несет уве­рен­ность в зав­траш­нем дне. Цирк все­гда есть, был и будет совре­мен­ным искус­ством. В цир­ке артист полу­ча­ет сла­ву толь­ко тогда, когда выхо­дит на манеж. Ухо­дит с мане­жа — и забы­ва­ет­ся. Это самое искрен­нее, самое чест­ное искус­ство. Под фоно­грам­му саль­то не сде­ла­ешь, и к вир­ту­аль­ным тиг­рам не вый­дешь. И каж­дый день ты кру­тишь пять саль­то-мор­та­ле, рискуя жиз­нью. А для чего? Что­бы доста­вить зри­те­лю удо­воль­ствие, насла­жде­ние, все­лить в него уве­рен­ность, что чело­век может все — глав­ное хотеть. Чело­век создан для того, что­бы побеж­дать, что­бы защи­щать. И сего­дня, ска­жу в защи­ту наших живот­ных, живот­ные в цир­ке — это наши близ­кие, род­ные дети. О них забо­тят­ся даже порой боль­ше, чем о самих себе. Наша стра­на име­ет свои тра­ди­ции, и мы будем свои тра­ди­ции защи­щать и раз­ви­вать», – ска­зал Ана­то­лий Марчевский.

На Тор­же­ствен­ную ассам­блею при­шли и вете­ра­ны цир­ка: Вла­ди­мир Шилин­ский-Лер­ри, Кон­стан­тин Канаш­кин и Алек­сандр Брус­ни­кин. Клю­че­вое собы­тие сек­ции «Цирк и улич­ный театр» не мог­ло прой­ти без цир­ко­во­го номе­ра. Тор­же­ствен­ную ассам­блею укра­си­ла экви­либ­рист­ка Юлия Попо­ва, кото­рая пока­за­ла номер на зер­каль­ном шаре. Несо­мнен­но, спи­ке­ры обсу­ди­ли и дело­вые вопро­сы. Так дирек­тор Бело­рус­ско­го цир­ка Вла­ди­мир Шабан не толь­ко рас­ска­зал о дру­же­ствен­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях цир­ков Рос­сии и Бела­ру­си, но и упо­мя­нул, что после Ассам­блеи состо­ит­ся под­пи­са­ние дого­во­ра о сотруд­ни­че­стве меж­ду Рос­сий­ской цир­ко­вой ком­па­ни­ей и Бело­рус­ским госу­дар­ствен­ным цирком.

«У наше­го цир­ка потря­са­ю­щие тра­ди­ции и потря­са­ю­щие люди. Но не хва­та­ет режис­се­ров, новых идей, не хва­та­ет обнов­ле­ния. Наше­му цир­ку нуж­но как мож­но боль­ше фан­та­зии, сума­сше­ствия, новых поступ­ков, поис­ка совер­шен­но непо­нят­ных вещей. Нуж­но открыть фор­точ­ки, две­ри — пустить как мож­но боль­ше све­же­го воз­ду­ха. Надо дать моло­де­жи меч­ту. А меч­та в чем? В новом, в неиз­вест­ном, в поис­ках», – отме­тил Вяче­слав Полунин.

Кон­фе­рен­ция «Обра­зо­ва­ние акте­ров и режис­се­ров цир­ка и улич­но­го теат­ра» про­дол­жи­лась во вто­рой день темой «Вос­пи­та­ние кло­у­на. Вос­пи­та­ние арти­ста улич­но­го теат­ра». На кон­фе­рен­ции высту­пи­ли Вяче­слав Полу­нин, кото­рый рас­ска­зал собрав­шим­ся о тех спо­со­бах вос­пи­та­ния буду­щих кло­унов, кото­рые он прак­ти­ко­вал и прак­ти­ку­ет по сей день; кло­унес­са и педа­гог из Кана­ды Сью Мор­ри­сон, моде­ра­тор и кура­тор сек­ции, теат­ро­вед Ната­лья Табач­ни­ко­ва, режис­сер, педа­гог, актер и осно­ва­тель «Теат­ро Нук­лео» Гора­цио Чер­ток (Ита­лия). Осно­ва­тель и дирек­тор Инсти­ту­та Новой кло­у­на­ды Джан­го Эдвардс (Испа­ния) поде­лил­ся со слу­ша­те­ля­ми сво­и­ми мыс­ля­ми о при­ро­де кло­у­на, шко­ле и сво­им пони­ма­ни­ем кло­у­на­ды, как явле­ния в мире.

«На самом деле, любой кло­ун уже луч­ший. Пото­му что люди рож­да­ют­ся, а не ста­но­вят­ся кло­у­на­ми. Кло­ун – это не про­сто кто-то со смеш­ны­ми пари­ком и боль­шим носом, кло­ун — это о вас, это о жиз­ни. Да, у каж­до­го из них есть опре­де­лен­ная рели­гия, стра­на, но при этом, когда мы гово­рим о кло­уне, это про­сто чело­век, кото­рый родил­ся кло­уном. Если вы роди­лись кло­уном – вы сво­бод­ный человек.

...Есть люди со все­го мира, кото­рые при­ез­жа­ют к нам в Инсти­тут. Мы рабо­та­ем с раз­ны­ми кло­у­на­ми, дру­ги­ми про­фес­си­о­на­ла­ми, и полу­ча­ет­ся, что это интер­на­ци­о­наль­ная шко­ла. Мы обу­ча­ем тех, кто в послед­ствии будет обу­чать дру­гих. Я при­е­хал сюда, что­бы поде­лить­ся этой инфор­ма­ци­ей. Мое поко­ле­ние, мои дру­зья полю­би­ли кло­у­на­ду, выбра­ли кло­у­на­ду. Если вы кло­ун — вы рав­ны. Все, конеч­но, дела­ют эту рабо­ту по-раз­но­му, раз­ны­ми способами.

...Вы долж­ны най­ти сво­е­го кло­у­на, для себя, кло­у­на внут­ри себя... это поиск сво­бо­ды», – ска­зал Джан­го Эдвардс.

В послед­ний день рабо­ты сек­ции про­шел круг­лый стол «Вос­пи­та­ние про­фес­си­о­наль­ных арти­стов в само­де­я­тель­ных сту­ди­ях». В обсуж­де­нии вопро­сов обра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния, спе­ци­фи­ке пре­по­да­ва­ния при­ня­ли уча­стие Лари­са Афа­на­сье­ва, худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель и дирек­тор «Упса­ла-цир­ка», Мари­на Лан­да, худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель музы­каль­но­го теат­ра детей «Раду­га» (Рос­сия), режис­сер и педа­гог Олег Кисе­лев (Кана­да).

Спи­ке­ры отме­ти­ли, что сей­час появ­ля­ет­ся мно­же­ство раз­ных сту­дий: цир­ко­вых, музы­каль­ных, теат­раль­ных. Но не каж­дая сту­дия име­ет свою кон­крет­ную цель и мис­сию. А ведь от так назы­ва­е­мой сверх­за­да­чи зави­сит сам про­цесс обучения.

«Очень часто homo sapiens’ы, эти амби­ци­оз­ные “зверь­ки”, чув­ству­ют себя полу­бо­га­ми, людь­ми, кото­рые уже все зна­ют про эту жизнь. Но мне кажет­ся, у нас есть все­гда есть воз­мож­ность научить­ся, – заме­ти­ла Лари­са Афа­на­сье­ва. – Систе­ма обра­зо­ва­ния всту­пи­ла с реаль­но­стью в кон­фликт. Я пер­во­го сен­тяб­ря наблю­да­ла за тем, как дети идут в шко­лу – они не идут туда радост­но, они не бегут. И мно­гие дети, не все, гово­рят: “Нам надо тер­петь. Тер­петь 10 лет”. И это на самом деле тра­гич­ная, ужас­ная вещь. Пото­му что нас учат тер­петь учить­ся. Хотя на самом деле, обу­че­ние, это, пожа­луй, самый инте­рес­ный про­цесс в жиз­ни. Дру­гое дело, что мы, взрос­лые, дела­ем из это­го про­цес­са? Как мы выстра­и­ва­ем этот процесс?»

В ходе дис­кус­сии спи­ке­ры про­ана­ли­зи­ро­ва­ли совре­мен­ную ситу­а­цию не толь­ко цир­ко­во­го искус­ства в целом, но и кло­у­на­ды в частности.

«Все что свя­за­но с кло­у­на­дой, цир­ком, оку­та­но фле­ром таин­ствен­но­сти, пото­му что эти про­фес­сии содер­жат огром­ное коли­че­ство сек­ре­тов. Не про­сто сек­ре­тов, а некое отно­ше­ние к жиз­ни, кото­рое совер­шен­но не сов­па­да­ет с нор­маль­ны­ми людь­ми. До сих пор про­фес­сия цир­ка, про­фес­сия кло­у­на­ды не разо­бра­на, не побо­юсь это­го сло­ва, с точ­ки зре­ния нау­ки. Под нау­кой я под­ра­зу­ме­ваю тот ана­лиз, тот под­ход к это­му явле­нию, с точ­ки зре­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го, пси­хи­че­ско­го пути, кото­рый смог бы нам объ­яс­нить, поче­му вооб­ще кло­ун появил­ся на свет. Кло­у­на­ду и цирк мож­но назвать обла­стью кри­ти­че­ско­го суще­ство­ва­ния. Это та область, в кото­рую вхо­дит чело­век, оче­вид­но, рож­ден­ный и гото­вый к это­му роду дея­тель­но­сти. Поэто­му обу­че­ние кло­у­на, обу­че­ние цир­ко­во­го арти­ста есте­ствен­но при­об­ре­та­ет фор­му тако­го про­цес­са, кото­рый застав­ля­ет мень­ше все­го думать “а поче­му я это делаю и зачем?”» — ска­зал Олег Киселев.

Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции отме­ти­ли, что вопро­сы обра­зо­ва­ния и буду­ще­го цир­ка сей­час поис­ти­не акту­аль­ны и важ­ны, а про­фес­си­о­наль­ные встре­чи и обмен опы­том помо­га­ет раз­ви­вать это уни­каль­ное направ­ле­ние искусства.

Фото — сайт culturalforum2019.tassphoto.com

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.