Атака клонов: оцифрованные копии и компьютерные модели людей в кино стали неотъемлемой частью нашей реальности

595

В истории кинематографа есть много удачных (и не очень) примеров использования цифровых двойников. Первые анимированные копии Мэрилин Монро и Хамфри Богарта появились в передовом на то время проекте «Рандеву в Монреале» в 1987 году, а в 1994 году специалистам Motion Pixel Corporation удалось убедительно скомпоновать тело дублера и трехмерную модель лица Брэндона Ли, трагически погибшего во время съемок фильма «Ворон». К 2000-м годам технологии позволили достаточно реалистично «воскрешать» актеров: цифровой двойник Оливера Рида появился в «Гладиаторе», сэра Лоуренса Оливье – в фильме «Небесный капитан и мир будущего», Марлона Брандо – в «Возвращении Супермена» и Пола Уокера в «Форсаже 7». Российские специалисты также продемонстрировали возможности современной графики и грима, детально воссоздав в фильме Петра Буслова 2011 года образ Владимира Высоцкого.

Хэмфри Богарт

Однако именно уходящий 2019 год можно по праву назвать годом цифровых двойников. Синтезированные копии реальных людей противостоят вселенскому злу в масштабных игровых проектах, знаменитости «воскресают» в байопиках и возвращаются к своим классическим ролям в продолжениях франшиз, а ветераны кино играют бок о бок со своими молодыми копиями на большом экране. Так, в амбициозном проекте «Гемини» Энга Ли партнером Уилла Смита стал его полностью цифровой 23-летний клон, Сэмюэл Л. Джексон «скинул» несколько десятков лет в «Капитане Марвел», Роберт Дауни-младший – в финале «Мстителей», а Линда Хэмилтон – в «Терминатор: Темные судьбы». Цифровые двойники получили не только признание публики, но и истеблишмента: криминальная драма Мартина Скорсезе «Ирландец», использовавшая VFX-технологии для «омоложения» главных героев Роберта Де Ниро, Джо Пеши и Аль Пачино, стала главным претендентом на премию «Оскар».

Специалист по Data Science, декан факультетов искусственного интеллекта и аналитики Big Data онлайн-платформы Geek University (образовательный проект Mail.ru Group) Сергей Ширкин считает, что в дальнейшем цифровые клоны основательно потеснят живых актеров в киноиндустрии. «Конечно, использование внешности звезд стоит очень дорого. Поэтому уже в ближайшее время появятся независимые студии, в фильмах которых будут играть только полностью синтезированные актеры – с ними живым людям будет очень сложно конкурировать. Внешность, жесты и манеры поведения быстро устаревают и приедаются зрителям. Думаю, править бал будут компании, создающие цифровых актеров, каждый из которых будет тонко настроен под определенные аудитории. Причем фильмы с ними будут обходиться относительно дешево, и со временем они захватят рынок», – прогнозирует эксперт.

Главным барьером для создания реалистичного и, что не менее важно, экономически выгодного цифрового двойника человека могут стать высокие требования к вычислительной мощности компьютера. По словам Ширкина, созданием синтезированных актеров занимаются специалисты по глубокому обучению, использующие для этого нейронные сети: «Принцип их работы основан на линейной алгебре и математическом анализе, а их внутренняя начинка – это огромные матрицы, общее количество чисел в которых достигает сотен миллионов. Сейчас используются графические процессоры GPU, позволяющие производить расчеты в несколько параллельных потоков, оптимизируются алгоритмы работы нейронных сетей. Однако только с появлением квантового компьютера мы сможем достичь экспоненциального ускорения за счет более быстрых операций над матрицами. Так что можно будет создавать действительно богатые образы синтетических актеров в считанные секунды».

В профессиональном сообществе распространена и другая точка зрения. Так, директор CGLabs в Chaos Group, основатель и ведущий крупнейшего подкаста в области компьютерной графики CG Garage Крис Николс в комментарии ipquorum.ru выразил сомнение в том, что цифровые актеры когда-либо заменят реальных людей (Крис работал над спецэффектами в таких проектах, как «Мстители: Финал» и «Мстители: Война Бесконечности», «Алиса в Зазеркалье», «Форсаж 7», «Люди Икс: Дни минувшего будущего», «Тор», «Игра Эндера» и многих других – Прим. ред.).

«Двойники актеров используются в индустрии с самого ее возникновения и появились задолго до компьютерной графики. Каскадеры традиционно выполняли трюки вместо звезд, теперь же технологии позволяют лучше скрывать такие «подмены» и показывать сцены с более близких и разнообразных ракурсов. Целесообразность привлечения дорогостоящих и трудоемких инструментов оцифровывания актеров также вызывает вопросы. Гораздо выгодней снимать людей, ведь даже самые востребованные голливудские звезды обойдутся дешевле. Более того, игра цифровых актеров все равно зависит от профессионализма их живых версий – поэтому вряд ли двойники заменят реальные таланты. Скорее, они так и продолжат дополнять друг друга, развивая кинематограф», – поделился своим опытом в индустрии Николс.

С точки зрения закона, на использование цифровых двойников актеров распространяется тот же принцип, что и в отношении любых других изображений человека, пояснил ведущий юрист Европейской Юридической Службы Павел Корнеев. «Согласно статье 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование такого контента допускается только с согласия гражданина – даже в случае, если он сам разместил свое изображение в интернете, и оно стало общедоступным. Это относится ко всем людям, не только к актерам. Если человек подобного согласия – письменно или даже устно – не давал, то создание и дальнейшее использование такой цифровой копии будет незаконным. После смерти человека его изображение может использоваться только с согласия детей и супруга, при их отсутствии – с согласия родителей».

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.