Цифровой архив Музея ВДНХ пополнился редкими кадрами с Евгением Вучетичем

1006

30 янва­ря 2020 года уни­каль­ный циф­ро­вой архив Выстав­ки — Меди­а­те­ку Музея ВДНХ — попол­нил цен­ный экс­по­нат: фото­гра­фии, на кото­рых запе­чат­лен скуль­птор Евге­ний Вуче­тич за рабо­той над зна­ме­ни­тым горе­лье­фом «Зна­ме­нос­цу мира, совет­ско­му наро­ду — сла­ва!». Чудом уце­лев­шие нега­ти­вы пере­дал сын Евге­ния Ряб­чи­ко­ва, авто­ра фото­гра­фий и жур­на­ли­ста, отклик­нув­шись на новость о созда­нии народ­ной экс­по­зи­ции музея.

Дей­ствие, зафик­си­ро­ван­ное на плен­ке, про­ис­хо­дит в мастер­ской скуль­пто­ров еще до откры­тия горе­лье­фа в 1954 году в Глав­ном пави­льоне (ныне №1 «Цен­траль­ный»), в 1950‑х годах. На зна­ме­ни, рас­по­ло­жен­ном в цен­тре изоб­ра­же­ния, отчет­ли­во вид­ны четы­ре про­фи­ля: Лени­на, Ста­ли­на, Марк­са и Энгель­са, но уже ко вто­рой поло­вине 50‑х годов послед­ние три порт­ре­та были стерты.

На фото­гра­фи­ях мож­но уви­деть, как идет про­цесс фор­мов­ки: со скульп­тур, испол­нен­ных в мяг­ком мате­ри­а­ле, сни­ма­ют гип­со­вые фор­мы, из кото­рых затем дела­ют гип­со­вые отлив­ки финаль­ных скульп­тур. Так­же по фото­гра­фи­ям вид­но, что горе­льеф отли­ча­ет­ся по высо­те от финаль­ной рабо­ты: обре­за­но зда­ние глав­но­го кор­пу­са МГУ, нет воз­душ­но­го про­стран­ства в верх­ней части горе­лье­фа. Кро­ме того, в цен­тре ком­по­зи­ции, на пер­вом плане, отсут­ству­ют фигу­ры рабо­че­го и кол­хоз­ни­цы, дер­жав­шие в руках до 1960‑х годов совет­ский герб, кото­рый поз­же был заме­нен мла­ден­цем, раз­ме­стив­шим­ся на пле­че рабочего.

Горе­льеф «Зна­ме­нос­цу мира, совет­ско­му наро­ду — сла­ва!» — одно из самых выда­ю­щих­ся и мас­штаб­ных про­из­ве­де­ний Вуче­ти­ча: на пло­ща­ди 90 квад­рат­ных мет­ров изоб­ра­же­но более 1,5 тыс. чело­век. До 2014 года зна­ме­ни­тый горе­льеф счи­тал­ся утра­чен­ным, пока в ходе ремонт­ных работ его не обна­ру­жи­ли, а затем береж­но отре­ста­ври­ро­ва­ли, и уже в мар­те 2016 года Мэр Моск­вы Сер­гей Собя­нин открыл его после двух­лет­них работ по вос­ста­нов­ле­нию. Теперь же у всех гостей Выстав­ки есть воз­мож­ность не толь­ко уви­деть извест­ную скульп­тур­ную ком­по­зи­цию, но и посмот­реть на само­го твор­ца — Евге­ния Вучетича.

Про­цесс рабо­ты над горе­лье­фом заснял Евге­ний Ряб­чи­ков, жур­на­лист, рабо­тав­ший в таких изда­ни­ях, как «Ком­со­моль­ская прав­да», «Ого­нек», «Лите­ра­тур­ная газе­та», «Прав­да» и дру­гих; автор сце­на­ри­ев и закад­ро­вых тек­стов к пер­вым филь­мам об осво­е­нии кос­мо­са («Пер­вый рейс к звез­дам» (1961), «Звезд­ный путь» (1963), «Днев­ник кос­мо­нав­та» (1965) и другие).

Его сын, Борис Ряб­чи­ков, пере­дал эти кад­ры в дар Музею ВДНХ, когда услы­шал о про­ек­те «Народ­ная экс­по­зи­ция» — при­е­ме в дар пред­ме­тов, име­ю­щих отно­ше­ние к исто­рии Выстав­ки. Съем­ка выпол­не­на в рам­ках жур­на­лист­ско­го зада­ния, но, по сло­вам дари­те­ля, плен­ка так и не вышла в печать. В музее пере­дан­ные нега­ти­вы оциф­ро­ва­ли, и теперь для всех жела­ю­щих они доступ­ны в Меди­а­те­ке — уни­каль­ном оциф­ро­ван­ном архи­ве Выстав­ки, где собра­ны ред­кие сним­ки, доку­мен­ты, чер­те­жи пер­вых пави­льо­нов и дру­гая рари­тет­ная фотохроника.

Попол­нить фонд народ­ной экс­по­зи­ции памят­ным пред­ме­том, исто­ри­че­ским доку­мен­том или ред­ким арте­фак­том может любой жела­ю­щий, отпра­вив пись­мо на элек­трон­ный адрес museum@vdnh.ru с фото­гра­фи­я­ми и крат­ким опи­са­ни­ем воз­мож­но­го экс­по­на­та. А для тех, кому удоб­нее при­не­сти его в музей лич­но, была раз­ра­бо­та­на спе­ци­аль­ная фор­ма, кото­рую мож­но запол­нить на месте.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.