Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир музыкиЭдуард АРТЕМЬЕВ: «Я совершенно не сомневаюсь, что всё написано, вся наша судьба»

Эдуард АРТЕМЬЕВ: «Я совершенно не сомневаюсь, что всё написано, вся наша судьба»

Автор мессы «Девять шагов к Преображению» Э.Н. Артемьев, художественный руководитель и дирижер Московского камерного хора Т.Ю. Гольберг и солистка Вероника Погребная-Ляликова размышляют о произведении и рассказывают о подготовке к концерту.

— Первые три фрагмента я написал очень давно, — рассказывает композитор. — Не надеялся, что эта музыка будет исполнена. И вдруг из Московского камерного хора поступило совершенно неожиданное предложение: написать сочинение к юбилею В.Н. Минина. Это обращение дало мне силы и желание продолжить работу. Безмерно благодарен Владимиру Николаевичу! Можно сказать, он — отец этого сочинения.

«Девять шагов к Преображению» — это вольная интерпретация канонической мессы. Э.Н. Артемьев опустил некоторые части, некоторые переставил. Sanctus поставил в финал.

Наряду с хором и симфоническим оркестром полноправные исполнители — синтезаторы и рок-группа. «Мне симфонического оркестра мало. Мне нужен «саунд», который придумали рок-музыканты, мой любимый саунд. Сияющий, могучий. Нужна мощь, экспрессия, которой часто не достает в оркестре», — рассказывал Э.Н. Артемьев накануне мировой премьеры в Концертном зале им. П.И. Чайковского в октябре 2018 года.

В 2019 году Московский государственный академический камерный хор (или просто: «Минин-Хор», так коллектив называют музыканты и публика) исполнил сочинение Артемьева в Ярославле и Санкт-Петербурге. Второе исполнение в столице было запланировано на апрель прошлого года, но из-за пандемии его пришлось отложить до марта 2021-го.

— Среди сочинений, написанных в XXI веке, я не знаю аналогов мессе «Девять шагов к Преображению» Э.Н. Артемьева: как по масштабу замысла, так и по воплощению этой громадной фрески. Думаю, это произведение пройдет проверку временем и останется надолго в репертуаре крупных коллективов, работающих в жанре академической музыки, — говорит художественный руководитель и дирижер «Минин-хора» Т.Ю. Гольберг. — Перед премьерой, осенью 2018-го года, Эдуард Николаевич постоянно вносил изменения в партитуру, стремясь довести сочинение до совершенства. Вот представьте: артисты учат ноты, сдают мне партии, я их принимаю. И вдруг автор: «А вот тут теперь по-другому». Я говорю: «Ну, ладно». Потом был второй вариант, третий… По-моему, пять раз вносились изменения. Конечно, это вызывало улыбку. Но мы понимали, что это нужно.

Были доработки и после премьеры, — продолжает Т.Ю. Гольберг. — Концертная эстрада всегда вносит свои коррективы. Вроде бы всё хорошо — на партитуре. А концерт показывает, что здесь есть нюанс, и здесь… В силу акустики, особенности человеческих голосов… Замечательно, что были доработки! Теперь мы имеем шикарную партитуру! Впрочем, не удивимся, если и сейчас произойдут какие-то изменения. И это очень хорошо. Уважаю Эдуарда Николаевича и люблю его за стремление к самой верхней планке.

— Эдуард Николаевич написал грандиозное произведение! — говорит солистка Московского камерного хора Вероника Погребная-Ляликова (сопрано), которая будет исполнять сольную партию на концерте в Зарядье. — В отличие от традиционной мессы это сочинение завершает Sanctus . Для меня это — торжество жизни! И эта музыка посвящена Владимиру Николаевичу Минину!

Я уже исполняла мессу Э.Н. Артемьева: в Ярославле. Помню, как после концерта ко мне в гримёрку вошла девушка с букетом цветов. Плачет: «Вы меня так растрогали». Было очень приятно, — продолжает певица. — За полтора года после концерта в Ярославле сочинение «отлежалось». Хотя моё первое сольное исполнение произведения публика встретила тепло, думаю, что 1 марта смогу выступить более осмысленно, зрело. Когда только знакомишься с сочинением, не всегда осознаёшь его глубину, не всегда можешь сразу подобрать и правильно использовать исполнительские приёмы. К тому же мешает волнение. А сейчас, надеюсь, я смогу передать эмоции более глубоко, полнее донести до слушателей то, что чувствую сама. Мне уже не надо думать, как я буду петь в том или другом месте. В голове сложилось целостное видение сочинения. Были сложности технические. У партии сопрано в произведении внизу си бемоль малой октавы, а вверху — си бемоль второй. Две октавы: достаточно широко по диапазону. С низами мне помогла справиться педагог по вокалу нашего Хора, народная артистка России Наталья Борисовна Герасимова. Она посоветовала петь низкие ноты не с твердой атаки (это — певческий приём), а мягко пропуская их сквозь открытую гортань и вести дыханием дальше, мягко проходя регистровые переходы. И получилось!

В октябре 2018 года, давая пресс-службе Хора интервью перед премьерой, Эдуард Николаевич говорил: «Музыка для меня — это колебания волн определенной частоты и их резонанс со слушателем и с тем, что происходит вокруг. Увы, ощущение такое, что мир катится в бездну. Удивительное желание всем погибнуть! У кого-то осознанное, у кого-то безотчетное. Что мы творим? Не понимаем знаков, которые даёт нам Господь. Ведь всё написано в Библии».

Перед вторым московским исполнением «Девяти шагов к Преображению» композитор так видит и ощущает происходящее:

— Мягко скажем: время перемен. Чем это кончится? Никто не знает. Желательно избежать конфликтов, чтобы обошлось без крови. Конечно, если это будет возможно. Мы молимся.

В Библии сказано: человечество будет преображено. Когда? Никто не ведает, даже Христос. Только Отец наш небесный знает. Я бы не хотел этого знать. Но знаки будут. «Молнии пересекут небо».

Когда мы спросили композитора: «Несмотря на пандемию, обрушившуюся на человечество, Вы по прежнему считаете, что финал мессы должен быть именно такой?», он ответил:

— Конечно. Sanctus — это спасение, слава тебе, Господи. Я совершенно не сомневаюсь, что все написано, вся наша судьба. Все будет, как задумано. Варианты возможны лишь в процессе нашего пути.

1 марта в Большом зале Зарядье вместе с Московским камерным хором, солисткой Вероникой Погребной-Ляликовой (сопрано) также выступят Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, Хор мальчиков Хорового училища имени А.В. Свешникова, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, солисты Андрей Лефлер (тенор) и Марианна Высоцкая (орган).

Дирижёр – Сергей Скрипка.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru