В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку одного из самых ярких современных мировых фотографов — Эрвина Олафа. Наш музей не раз показывал проекты Олафа на весенних биеннале, демонстрируя разнообразие творческих идей и методов художника. Грандиозные артистические проекты в духе театральных постановок, пронизанные гротеском и иронией, присущими образному языку Олафа (персональная выставка в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2005»), сменялись пронзительными размышлениями на тему поиска идентичности (проект «Последние события», «Мода и стиль в фотографии-2009») и, наконец, тонкой, почти абстрактной игрой света и тени на снимках фотографа, впечатленного посещением известковых каменоломен в Реймсе, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО (выставка «Свет», «Мода и стиль в фотографии-2015»).
В этом году МАММ представляет серии Эрвина Олафа «Шанхай» (2017) и «Палм-Спрингс» (2018), в которых художник исследует проблемы современной цивилизации и анализирует их последствия — одиночество, потерянность, разобщенность, неравенство, стремление казаться, а не быть… Кульминацией выставки являются видео-портреты, присутствующие в каждой из серий, для которых Эрвин Олаф просит главных героев глядя в камеру напрямую обратиться к зрителю с просьбами, понятными и близкими каждому: «Люби меня!», «Услышь меня!», «Пойми меня!», «Прикоснись ко мне!».
Серия «Шанхай». 2017
Эрвин Олаф. Особняк Ду. Портрет 01. Из серии «Шанхай». 2017
Эрвин Олаф. Фу 1088. Семейный ужин. Из серии «Шанхай». 2017
Эрвин Олаф. Фу 1088. Зал ожидания. Из серии «Шанхай». 2017
Шанхай, важный промышленный центр Китая, является для художника символом неиссякаемой энергии, а также неумолимого прогресса, ассоциируясь с подростком, еще не привыкшего сомневаться в самом себе. Проект выдержан в стиле 20-40-х годов ХХ века — периода между двумя мировыми войнами. В это время город переживал быстрый экономический подъем, при этом Шанхай сотрясали экономические и политические проблемы: Великобритания, Америка, Франция, Япония и Германия разделили город на территории с разной юрисдикцией, что неизбежно привело к спорам с Китаем. Только после окончания Второй мировой войны город стал частью Китайской Народной Республики.
В серии «Шанхай» Эрвин Олаф мастерски передает живую атмосферу и «пульсирующий» ритм жизни никогда не засыпающего мегаполиса, подчеркивая на этом фоне неизменно растущее одиночество своих героев, анонимно существующих среди огромного множества людей. Эту серию художник посвящает молодому поколению, пытающемуся обрести идентичность и найти баланс между традициями и современностью, бедностью и богатством.
Художник обращается к универсальным эмоциям. Это становится особенно заметно в видео-портретах серии «Шанхай». Формат коротких закольцованных видео напоминает рекламные ролики, но в отличие от рекламы, целью которой является пробуждение у аудитории желания, Олаф использует видео, чтобы привлечь внимание к базовым потребностям людей, которые подавляются в современном обществе: в мире, где все подчинено работе, нет времени на личную жизнь, и это приводит к замкнутости, отсутствию близости. Кажется, что погруженные в себя герои серии «Шанхай» уже утратили способность совершить спасительное движение навстречу друг другу. Фильтр зеленоватого оттенка, который Олаф использовал в этой серии, придает ей прохладную атмосферу, а освещение, напоминающее неоновые огни большого города, еще больше подчеркивает тотальное одиночество людей.
Серия «Палм-Спрингс». 2018
Эрвин Олаф. Американская мечта. Автопортрет с Алексом. Из серии «Палм-Спрингс». 2018
Эрвин Олаф. У бассейна. Из серии «Палм-Спрингс». 2018
Эрвин Олаф. Банк. Натюрморт. Из серии «Палм-Спрингс». 2018
Эрвин Олаф. Банк. Преемник. Из серии «Палм-Спрингс». 2018
Эрвин Олаф. Банк. Из серии «Палм- Спрингс». 2018
Эрвин Олаф. Семейный визит. Племянница. Из серии «Палм-Спрингс». 2018
Эрвин Олаф. Воздушный змей. Двойной портрет. Из серии «Палм-Спрингс». 2018
Эрвин Олаф. Беременность. Брат. Из серии «Палм-Спрингс». 2018
Палм-Спрингс — крупнейший город в округе Риверсайд штата Калифорния. В 1960-х годах он стал популярным местом проживания и курортом для высших слоев общества. Следы послевоенного гламура и сегодня можно заметить в просторных городских резиденциях, созданных по проектам таких архитекторов, как Рихард Нойтра (1892—1970), Альберт Фрей (1903—1998) или Дональд Векслер (1926—2015). Город все еще привлекает знаменитостей, однако, потихоньку теряет свой блеск. В опустевшем раю для любителей казино, спа-салонов и гольфа даже зелень увядает, не дождавшись полива, требующего больших затрат, и не оправданного сегодня с экономической и экологической точек зрения. По всему городу разбросаны ветряные мельницы, построенные здесь для того, чтобы вырабатывать хотя бы часть электроэнергии из возобновляемых источников.
Выявить огромную дистанцию между мечтой и реальностью, славным прошлым и безрадостным настоящим Эрвину Олафу помогают пейзажи. На постановочных снимках художника идиллические пикники и беззаботные вечеринки, воссозданные в духе 60-х, резко контрастируют с грозовыми тучами и высохшей травой.
В качестве моделей для этой серии Олаф осознанно подбирал людей с разными оттенками кожи, рассматривая это произведение как заявление против расизма: «Разве можно кого-либо подвергать дискриминации, когда все связаны друг с другом? — рассказывает художник. — Для меня это стало отправной точкой для кастинга». Однако, приходится признать, что в стремлении к социальному равенству человечество не достигло значительного прогресса.
Выставка завершит работу 29 августа.