РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойКиноII Московский международный фестиваль архивных фильмов подвёл итоги

II Московский международный фестиваль архивных фильмов подвёл итоги

Масштабная программа прошла сразу на нескольких площадках Москвы для самой широкой аудитории. В рамках 12 программ на 4 площадках показали 118 картин и провели более 70 встреч с кураторами, киноведами, специалистами Госфильмофонда. Показы посетило более 3 000 зрителей. Большинство фильмов демонстрировалось с пленки в сопровождении живой музыки.

Столь обширная программа была собрана благодаря коллективной работе как опытных, так и молодых научных сотрудников Госфильмофонда, а именно: Евгением Марголитом, Тамарой Шведюк, Андреем Икко, Дарьей Горбач, Наталией Мокрушиной, Сергеем Огудовым. В качестве приглашенных кураторов выступили выдающийся киновед Наум Клейман, хранитель документальных фондов Ярославского музея-заповедник Ирина Зубатенко и участник программы «Резиденции Госфильмофонда» Семён Дымшиц.

В фокусе программы оказались забытые и недооцененные современниками фильмы. Особое место в программе фестиваля заняли показы архивных находок — лент, считавшихся прежде утраченными.

Главной площадкой фестиваля стал кинотеатр Госфильмофонда «Иллюзион». Здесь прошли показы основной программы «Реставрации и находки».

В рамках секции впервые были представлены зрителям 4 найденных шедевра начала прошлого века, которые обнаружила и атрибутировала старший искусствовед Госфильмофонда Тамара Шведюк — «Танцовщица Шивы» Альбера Капеллани и три уникальных фильма с участием русско-итальянской дивы Дианы Каренне. Также при поддержке Музея Джорджа Истмана (Нью-Йорк) прошла премьера дореволюционной ленты «1812 год», американская прокатная версия была получена Госфильмофондом в рамках обмена и уникальна тем, что отличается от российской.

Кроме того, были показаны сохранившиеся дореволюционные ленты Ярославской кинофабрики Григория Либкена и четыре отреставрированных фильма одного из величайших режиссеров немого кино Петра Чардынина, 
150-летний юбилей которого состоится в следующем году. 

Впервые, спустя более полувека, в рамках программы Евгения Марголита «Кино Средней Азии» зрители увидели полную версию фильма «Ташкент – город хлебный» (1968) узбекского режиссера Шухрата Аббасова. Копию предоставил Узбекский кинофонд.

В рамках фестиваля состоялась российская премьера армянского фильма «Капли света» Армана Чилингаряна (2021), главного призера фестивалей в Токио, Торонто и др.

Фильмом закрытия стал премьерный показ отреставрированной версии фильма Глеба Панфилова «Начало» (1970), одобренной самим режиссером. 

«Пресса отличная, оценки положительные, было много восторженных отзывов. Я очень благодарен зрителям, которые на протяжении всего фестиваля поддерживали нас. Фестиваль не заканчивается, потому что с завтрашнего дня у нас начинается начало, как и фильм, который вы сейчас посмотрите, к подготовке III Московского международного фестиваля архивных фильмов. Фестиваль будет значимым, потому что в следующем году у нас юбилей — 75-летие образования Госфильмофонда. И, конечно, вся команда Госфильмофонда приложит все усилия, чтобы нашим зрителям было интересно», – говорит Александр Павлов, генеральный директор Госфильмофонда.

«Я очень рада, что фестиваль этого года состоялся и вновь объединил профессиональное сообщество и любознательного, неравнодушного к кино, зрителя. Горжусь программой, поднятыми кураторами темами и глубиной представленных исследований, а также тысячами зрителей, которые посетили не только сеансы, но и полноценные лекции и, конечно, обсуждения. И хочу добавить, что уже с 22 февраля по 1 марта 2023 года Эхо II Московского Международного фестиваля архивных фильмов одновременно пройдет в нескольких городах России: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Мы покажем лучшие реставрации и повторим самые значимые и популярные сеансы для жителей страны», – комментирует Кристина Ефременко, заместитель генерального директора по развитию и коммуникациям Госфильмофонда России.

«Для меня наиболее яркой и приятной частью фестиваля стали показы немых фильмов в сопровождении живой музыки. Очень рад, что благодаря фестивалю удалось поработать с такими талантливыми и оригинальными музыкантами, как Наталья Скворцова, Сергей Летов, Сергей Аксёнов, Иван Гребенщиков, Владимир Нелинов и Евгений Вороновский. Их музыка была больше, чем просто фон и сопровождение. Она рождалась в реальном времени, давая музыкантам возможность стать соавторами фильмов, а зрителям — получить уникальный опыт кинопросмотра», – делится Антон Куприянов, Арт-директор кинотеатра «Иллюзион».

Практически каждый показ фестиваля сопровождался представлением или обсуждением. В публичной программе помимо упомянутых кураторов приняли участие ведущие киноведы и историки кино — Станислав Дединский, Наталья Рябчикова, Николай Изволов, Николай Корнацкий, Кирилл Горячок, Анастасия Вознесенская, Максим Семёнов, Ирина Белых, Федерико Стриули, а также реставратор Аделя Хубутдинова и программный директор фестиваля Ольга Деревянкина. 

Важным событием публичной программы фестиваля стала презентация альбома плакатов «Белые одежды. Врач на экране». Презентация и одноименная кинопрограмма Евгения Марголита были посвящены врачам — в благодарность за труд во время пандемии коронавируса. 

Специально к Фестивалю организаторы собрали и выпустили «Нитрокнигу». Зин полностью посвящен плёнке – материалу воспламеняющемуся, проблемному, но при этом хранящего не только фильм, но и след времени. Автор «Нитрокниги» Виктория Елизарова рассказывает об утрате и «болезнях» пленок, а также о принципах и этике сохранения главного носителя памяти 20-го века.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru