Юрий ГРЫМОВ: «Увидимся в театре!»

943

Российский режиссер театра и кино, сценарист, продюсер, академик кинематографических искусств, лауреат премии президента РФ, почетный деятель искусств города Москвы за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю творческую деятельность, художественный руководитель Московского драматического театра «МОДЕРН» – Юрий Вячеславович Грымов. На счету у Юрия Грымова свыше 70 наград за кинематографические и театральные работы.

После завершения обучения в школе, Юрия призвали на срочную службу. Вернувшись из армии, устроился работать на завод «АЗЛК». Окончил Институт истории культур по специальности «Культурология». В 1988 году Юрий Грымов пришел в рекламный бизнес. В середине 90-х годов впервые открыл для себя новую отрасль кинематографии – художественные фильмы. Уже через несколько лет состоялась премьера его первой полнометражной кинокартины «Му-Му», которая принесла Юрию Вячеславовичу несколько ценных наград. За фильмом «Му-му» последовали другие художественные картины: «Коллекционер», «Казус Кукоцкого», «Чужие», «На ощупь», «Три сестры» (по мотивам пьесы Антона Чехова «Три сестры»), «Анна Каренина. Интимный дневник» (по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина»).

Юрий Грымов также известен многим как театральный режиссер. В 1999 году он поставил в театре им. Е. Вахтангова спектакль «Дали», а в 2003 году нашумевшую постановку «Нирвана», рассказывающую о жизни и творчестве Курта Кобейна. В 2005 вышла опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова в Московском театре «Новая опера»

В декабре 2016 года Юрий Грымов был назначен новым художественным руководителем театра «МОДЕРН».

«Я считаю, что театр – это не здание. Это, прежде всего, люди, которые там работают и зрители. В театре должна быть жизнь. Поэтому мы убираем из логотипа последнюю букву “ъ” и говорим, что мы театр «МОДЕРН» — то есть современный» – из выступления Ю. Грымова на пресс-конференции в ТАСС, 1 февраля 2017 г.

В должности нового художественного руководителя Юрий Вячеславович поставил на сцене театра «МОДЕРН» спектакли, вызвавшие широкий зрительский резонанс, — «О дивный новый мир», «На дне», «Ничего, что я Чехов», «Юлий Цезарь», «Нирвана» и др.

Одна из самых популярных постановок нынешнего театрального сезона, нашумевшая — «Война и мир. Русский Пьер». Это оригинальная театральная постановка Юрия Грымова, подготовка к которой шла более трех лет. Соавтором пьесы выступил Александр Шишов.

«Война и мир. Русский Пьер». Сцена из спектакля

В спектакле задействована вся труппа театра, а также приглашенные актеры. Всего на сцене во время спектакля около семидесяти человек, в том числе знаменитый Хор имени Свешникова под руководством Евгения Волкова. На протяжении всего действия хор исполняет проникновенные песни, православные духовные песнопения, а также композиции западноевропейской музыки.

Специально для этого спектакля художник Ирэна Белоусова (лауреат двух премий «Золотая Маска») создала 423 костюма, которые детально отвечают эпохе, описанной в романе – военные мундиры, бальные наряды высшего света, тонко подмеченные детали… Большую работу проделали гримеры, искусно создав образы людей того времени. В постановке применены оригинальные световые решения, ставшие уже традиционными для театра «МОДЕРН». Художником-постановщиком выступил сам Юрий Грымов.

Спектакль раскрывает основные сюжетные линии великого романа, при этом главный акцент сделан на истории Пьера Безухова, на его превращении из «западника» в русского патриота, из Пьера в Петра Кирилловича. В образе этого человека, живущего в сомнениях, смятении и поиске истинного пути, отражается вся Россия начала XIX века. В ней – преклонение перед западными идеями и ведение войны с Францией, симпатия к масонам и принятие своего народа-богоносца. В результате граф Безухов понимает, что сила России – в духовной мудрости простого человека, его нравственных идеалах, милосердии и правдивости, в семейных ценностях.

В спектакле также отражены судьбы представителей русского дворянства: Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Анатоля Курагина, Федора Долохова, Марьи Болконской, графа и графини Ростовых, старого князя Болконского, Элен Безуховой…

Любовь и страсть, светские рауты и мир простых людей, духовные поиски и жизненные драмы, смена мировоззрений и обретение истинных смыслов, дни мира и войны – все эти грани романа-эпопеи Льва Толстого перенесены Юрием Грымовым на театральную сцену.

Премьера спектакля состоялась 10 декабря 2019 года.

Уже в апреле 2020 года состоится долгожданная премьера нового спектакля, приуроченного к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Подробнее о процессе создания новых постановок, театральной жизни столицы и не только, о планах театра «МОДЕРН» рассказал Юрий Грымов в интервью для нашего издания.

 

— На ваш взгляд, что самое интересное в работе театрального режиссера?

— Самое интересное для меня то, что ты рассказываешь истории про людей и это ты делаешь с людьми. Причем под словом «люди» я имею ввиду актеров, а также тех людей, которые находятся в зале. Поэтому я очень плохо отношусь к таким театрам и спектаклям, куда я прихожу и мне становится неловко за актеров. Иногда я смотрю некоторые постановки, и мне неудобно, извиняюсь, за кривляния.

— Как приходят идеи для новой постановки?

— Я рад, что те или иные произведения появляются в моей жизни случайно, хотя может и не случайно. Так, в свое время на меня вышла книга «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой, которую я экранизировал. Так же возникали спектакли и пьесы, которые я случайно прочитал. Или — я давно мечтал об амбициозном проекте «Война и мир». Наверное, надо быть законченным авантюристом, чтобы рискнуть уложить весь роман в сценическое время — в четыре часа, а не в четверо суток… Скажу честно: когда мы выпустили этот спектакль, когда я все это увидел, я удивился, думаю: «Как же мы все-таки это сделали?». А сейчас он один из самых успешных спектаклей в «Модерне». Если бы я видел заранее все то, до чего мы дошли, наверное, я бы испытывал страх. Но мы шли поэтапно, 3 года я готовился к этой постановке. Вообще, все проекты, которые я делал, связанные с кино и театром, я делал довольно-таки быстро, но я долго с ними живу.

Так, 3 года назад я прочитал пьесу «Человек с глазами Моцарта» и влюбился в эту историю. Она попадает в мой пакет проектов, которые я хочу реализовать.

Если меня сейчас остановить и сказать: «Завтра срочно ищем пьесу!», – я ничего не найду. Так же как в своих спектаклях я никогда не подбираю музыку. Ну как это: хочу найти грустную музыку… это же сколько надо мне перебрать. Я с музыкой плотно существую с 14 лет, я просто начинаю слушать, и эта музыка сама меня находит. Я не лезу в закрома, не пытаюсь перелистывать какие-то каталоги – музыку нельзя подбирать. Она рядом с вами.

Так же и актеры. Я не люблю кастинги. В кино тоже почти не проводил, потому что можно не остановиться в выборе. Я считаю, что отношения в театре с людьми, с которыми ты работаешь, – это интимные отношения. Не путайте с сексуальными – это разные вещи. Интимные – это личные. То, что мы с актерами обсуждаем, то, что мы знаем друг про друга, то, что мы делаем, как мы радуемся и как мы ошибаемся – это очень личная территория.

— Расскажите о самых смешных случаях и ситуациях на репетициях и на премьерах спектаклей.

— Они случаются постоянно: случаи, курьезы, ляпы во время репетиций. Но я не коллекционирую эти байки, потому что я уже понял, что, если вы снимаете кино, и у вас оператор разговаривает больше, чем режиссер – это плохой оператор. Поэтому режиссер, который собирает байки, как правило, больше ничего и не умеет.

— Вы часто посещаете другие театры?

— Я стараюсь быть в курсе того, что происходит в театрах и кино, но я никогда не хожу в период выпуска своего спектакля. Я не хочу, чтобы меня что-то отвлекало. Обычно я выпускаю спектакль, у меня появляется время на досуг, и я наверстываю упущенное, иду на тот или иной спектакль, который мне рекомендуют. Я не хожу на спектакли без рекомендаций.

— Бывает ли такое, что вы приходите на постановку и думаете: «А я бы сделал по-другому!»?

— Нет, я считаю, что, если на спектакле я включаю мозг и думаю: «что бы – я бы» или пытаюсь что-то осуждать, значит этот спектакль плохой. Я же тоже зритель, как и все. Если постановка сильная, мощная, то, конечно, я отключаюсь. Потом, наверное, я захочу его разобрать, но изначально во время просмотра я становлюсь простым зрителем. Я так же переживаю, мне так же что-то нравится, что-то меня может возмущать, но я стараюсь оставаться зрителем и вам рекомендую тоже, потому что иногда в зал приходят зрители хуже, чем критики. Они приходят в позе боксера. И эти зрители очень многое теряют.

Я все время говорю: «Не забывайте взять с собой в театр хорошее настроение», – это очень важный момент. Да, спектакль все равно победит, мы предложим свою форму существования, свою атмосферу, но напряженный зритель, который выискивает каких-то «блох», сам себя обкрадывает.

— Что из того, что вам довелось увидеть в других театрах, вас поразило?

— Я рад тому, что меня жизнь свела в свое время с Петром Наумовичем Фоменко. Я видел все спектакли и скажу честно, это – как раз тот случай, когда ты смотришь спектакль и не понимаешь, как это сделано. То есть, условно говоря, некоторые спектакли делаются головой, некоторые сердцем, некоторые делают спектакли тем, что ниже спины, а вот у Петра Наумовича я никогда не понимал, как он делает такие спектакли, но настолько трогательно. Я счастлив, что его актеры снимались в моих картинах, и он видел эти фильмы, и мы это обсуждали. Сейчас его нет, но мне бы очень хотелось услышать, что он сказал бы про то, что я делаю сегодня в театре «Модерн», потому что этот человек находился внутри. Он был абсолютным авторитетом для меня, как и для многих. К 70 годам он стал признанным и очень уважаемым режиссером. Хотя, скажу вам честно, когда я был у него дома, вдова Петра Наумовича – Майя Андреевна сказала мне такую фразу: «Юр, он в 40 ставил такие классные спектакли, но никому не было до этого дела». И я вспоминаю фразу: «В России надо жить долго».

— Что в планах у театра «Модерн»?

— Мы постоянно совершенствуемся вместе с хором имени Свешникова, мы улучшаемся и двигаемся, потому что это живой звук, живая музыка. «Война и мир» – это очень важно, ответственно и масштабно.

В начале апреля мы выпустим спектакль, посвященный 75-летию победы: «Человек с глазами Моцарта». Это спектакль о первых днях войны. Когда я говорю «война» – это не «пиф-паф, ой-ой-ой», это нечто иное. Это трогательная история про то, что мужики ушли на фронт, а женщины остались одни. Про то, что мы называем «тылом», то, что мы называем «ждать».

Я уверен, что войны начинаются по очень простому поводу: кто-то кого-то не любит. Любая война начинается с того, что кто-то кого-то не любит. Я говорю об этом и в большом смысле слова, и в частном. Вот об этом спектакль: мы должны оставаться порядочными людьми, а оставаться порядочным человеком очень трудно. Особенно в экстремальных ситуациях. Не каждый справляется со своими грехами, со своим эго. И мы не вправе осуждать. Это спектакль о людях с сильным духом, и слабым духом, но, если человек верит и любит, то нет ничего невозможного.

«Увидимся в театре!» – Юрий Грымов.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.