РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМоскваМолодые композиторы рассказали, как конкурс «Партитура» повлиял на их профессиональную судьбу

Молодые композиторы рассказали, как конкурс «Партитура» повлиял на их профессиональную судьбу

В середине февраля, в Москве, стартовал III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура», 40 лауреатов которого получат совершенно фантастическую для начинающих авторов возможность услышать свою музыку в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра на сцене Большого зала Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

По итогам конкурса, в Консерватории состоится гала-концерт, где прозвучат произведения победителей в каждой из восьми номинаций. А ещё победители получат денежные призы в размере 200 тысяч рублей каждый. Но главное – их музыка войдет в постоянный репертуар российских оркестров и музыкальных театров и будет звучать на волне радио «Орфей». Но это все в будущем. А сегодня мы встретились с лауреатами и победителями конкурса прошлых лет, чтобы понять, что изменилось в их жизни после «Партитуры» и как конкурс повлиял на их профессиональную судьбу.

андрей зубец

Андрей Зубец, лауреат I Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура»:

– Участие в конкурсе «Партитура» было очень важным для меня опытом. Самое сложное, пожалуй, в карьере композитора – это естественная замкнутость процесса, ведь композиторы работают в своей собственной среде и могут вообще не выходить из дома, в отличие от исполнителей, которые всегда на виду. В этом плане конкурс помог обрести новые знакомства, которые затем привели к новым заказам, и это самый лучший результат, который может обеспечить композиторский конкурс.

В этом году я, весьма вероятно, поучаствую, но в новой для себя роли. Я порекомендовал своим студентам этот конкурс, и, если кто-то из них примет участие, – моей задачей будет подготовить их, так что составлять конкуренцию им в этом году я не планирую. Кроме того, мой график уже довольно плотный до конца года, а для конкурса требуется написать весомое симфоническое произведение – допустимый хронометраж увеличили до 40 минут, это не шутки.

Композиторские конкурсы – вещь гораздо более противоречивая, чем конкурсы исполнительские. Там есть возможность хотя бы относительно объективно сравнить двух музыкантов, которые играют примерно одинаковую программу на одинаковых инструментах. А как сравнивать композиторов? Не существует единых технических и художественных критериев, и два разных состава жюри могут дать премию диаметрально противоположным композиторам.

В этом плане концепция «Партитуры» выглядит очень логично – сделать много номинаций, оценивать их отдельно друг от друга и дать одинаковые премии каждому из победителей. Так больше всего шансов найти новую интересную музыку и дать много опыта работы с живым оркестром для композиторов.

Миляуша Хайруллина

Миляуша Хайруллина, победительница II Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» (номинация «Оперная музыка или музыка оперетты»):

– Поначалу было даже сложно предположить, какое влияние окажет на мою судьбу конкурс «Партитура». Оперная (и балетная) музыка – эта та музыка, которой ещё труднее, чем симфонической, выйти в свет и дойти до слушателя. Это крупные формы музыкального театра, сценического производства. Одно дело – написать, а что дальше делать? Написать – это 50 процентов всего процесса. Остальные 50 – это усилия на то, чтобы дать этой музыке жизнь. Композитор ведь переживает не за себя, а за свою музыку. По крайней мере, я это так чувствую. Как мать, которая хочет помочь ребенку сделать первые шаги, встать на ноги.

В поисках ответов на вопросы, «как помочь своей музыке и что делать», я на момент конкурса «Партитура» уже прошла достаточно долгий и сложный путь: огромное количество переговоров, походов в Министерство культуры, к каким-то коллективам, организациям. Пройдя половину этого сложного пути, я обрела поддержку в лице дирижёра Александра Витальевича Сладковского, который, ознакомившись с партитурой моей оперы «Кави-Сарвар», сказал, что оперу нужно обязательно ставить. А потом случился конкурс «Партитура».

И я хочу сказать, что, несмотря на то, что я находилась в стадии такой вот договоренности с маэстро, конкурс «Партитура» в разы увеличил возможность и шанс дойти до премьеры. Конкурс «Партитура» зацементировал наши договоренности, а победа в нём стала неким «знаком качества», придала уверенности, что эта музыка действительно достойна того, чтобы обратить на неё внимание. Это «уже проверено». Это должно звучать. Поэтому после «Партитуры» дело пошло легче: работа закипела.

На «Партитуре» была замечательная атмосфера. Отклик слушателей, жюри, организаторов – это те человеческие эмоции, которые складываются в «броню», которая придает тебе силы. И она как бы защищает тебя, дает силы расправить крылья и сказать: «Нет, это не только я верю в свою музыку. В меня поверили и жюри, и оркестр, и Московская консерватория. Это все не зря». Конкурс «Партитура» окрылил меня и помог довести оперу до премьеры.

алексей чернаков

Алексей Чернаков, победитель I Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» (номинация «Оперная музыка или музыка оперетты»):

– Конкурс «Партитура» дал мне многое. Это и запись фрагментов моей оперы на «Мосфильме», и издание партитуры, и, конечно, живое исполнение оркестром, хором и солистами в легендарном Большом зале Московской консерватории. А также трансляция этого концерта в эфире федерального телеканала, что расширило нашу аудиторию в разы. Победителям конкурса оказывалась также информационная поддержка. Ну и, конечно, денежная премия была не лишней…

В целом, конкурс вдохновил нас и помог поверить, что наша музыка нужна, что не так все плохо, ведь долгое время композиторам не было никакой поддержки. Скажу ещё, что после конкурса мне стало поступать ощутимо больше предложений от дирижёров симфонических оркестров. Я начал получать заказы на создание новых партитур, и произведения, написанные для симфонического оркестра, стали исполняться. В этом плане, можно сказать, что я счастливый композитор: все мои симфонические сочинения исполнены, некоторые по несколько раз. А произведение «Сибирская поэма» для симфонического оркестра, написанное по заказу маэстро Михаила Грановского, уже успело прозвучать порядка 20 раз в исполнении разных симфонических оркестров нашей страны, что для современной симфонической музыки очень здорово.

Текст – Наталья ПЕЛЕХАЦКАЯ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru