Оплата публикаций

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМоскваМузей архитектуры им. А.В. Щусева новую воспроизведенную форму исторического фальконье модели «Морская...

Музей архитектуры им. А.В. Щусева новую воспроизведенную форму исторического фальконье модели «Морская раковина»

В пространстве Флигеля «Руина» создан новый объект из фальконье исторической модели «Морская раковина». Он представляет собой сборку стеклянных кирпичей с верхним контуром, напоминающим волну, и частично заполняет оконный проем на исторической лестнице второго этажа музейного здания.

В 2023 году Музей архитектуры в партнерстве с NWGlass.lab провел первую в России выставку, посвященную изобретению Фальконье, а также выпустил первую русскоязычную книгу о распространении оригинального строительного материала в Российской империи и его трансформации в стеклоблоки в советское время. Экспозицию посетило более 78 тысяч человек, а одна из публикаций о ней получила премию Медиалогии «Инфоповод года-2023».

Проект «Фальконье. Архитектура света» команда искусствоведов и технологов готовила четыре года, и за это время изучила десятки исторических образцов фальконье с целью воспроизведения наиболее популярных на рубеже XIX-XX веков моделей. Поскольку изготовление стеклянных кирпичей кустарным методом повсеместно остановили еще в 30-е годы XX века, а необходимое оборудование в наше время представлено лишь в музейных коллекциях, специалистам пришлось пройти по пути экспериментов самого Гюстава Фальконье, чтобы заново создать выдувной стеклянный кирпич.

Специально для выставки в Музее архитектуры были воссозданы четыре основные модели фальконье: № 5, № 7, № 8 и № 9 – с двухреберным, трехреберным и лучевым рельефами, а также боковые модули к моделям № 8 и № 9 Они были собраны в выразительные цветные кладки и включены в различные проемы в пространстве Флигеля «Руина». По завершении работы экспозиции все они были оставлены в музейном здании для демонстрации на постоянной основе.

Благодаря воспроизведению NWGlass.lab утраченной технологии и проведению выставки в Музее архитектуры, которая сделала известным это достижение, реставраторы страны узнали о возможности сохранить стеклянные кирпичи в различных памятниках архитектуры. В Нижнем Новгороде в рамках фестиваля «Том Сойер Фест» были восстановлены фальконье в брандмауэрной стене дома Щелухиной, были также отреставрированы фасадные окна с фальконье в доме Ерошенко в Санкт-Петербурге, восполнены утраты в проеме между главной и черной лестницами дома Бабушкина в Москве и воссоздан проем в семейной усыпальнице Кнопов на Введенском кладбище. В процессе завершения реставрационные работы в Саввинском подворье в Москве, где удалось восполнить множество проемов в различных частях здания. Сегодня Музей архитектуры и NWGlass.lab представляют еще одну модель стеклянного кирпича – «Морская раковина». По мнению швейцарских исследователей, это ранняя модель, которая производилась небольшими сериями компанией Falconnier. В настоящее время известна только одна постройка с сохранившейся кладкой из фальконье в форме раковины: дом архитектора Винсента Манжеа в Танне (Швейцария, кантон Во).

Для воссоздания модели сотрудники NWGlass.lab изучили единственный известный сохранившийся образец стеклянного кирпича в виде раковины и деревянную мастер-модель из частной коллекции, которые были представлены на выставке “Un rêve d’architecte. La brique de verre Falconnier” в Шато де Ньон (Château de Nyon) в 2018-2019 годах.

Готовые изделия имеют подробный, имитирующий природную фактуру рельеф, их длина – 18, а ширина – 17 сантиметров. Для создания волнообразной кладки во Флигеле «Руина» использовано 114 стеклянных кирпичей из переработанного бутылочного сырья кобальтового, ярко-синего, зелено-голубого и сиреневого оттенков.

Как и другие объекты из фальконье в пространстве Флигеля «Руина» новая сборка станет частью постоянной экспозиции стеклянных кирпичей в Музее архитектуры.

Основная цель программы, посвященной фальконье, остается просветительской – организаторы стремятся развивать уникальные производственные практики, сохраняя эстетику эпохи модерна и интегрируя исторический материал в современную архитектурно-дизайнерскую среду. Музей продолжает работать как пространство диалога мастеров прошлого со специалистами нового времени, повышать уровень осознанного отношения к архитектурному наследию и настраивать оптику своих посетителей на красоту памятников, стараясь предотвратить их утрату.

Наталья Шашкова, директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева:

«Творческий процесс, инициированный проектом Музея «Фальконье. Архитектура света», продолжается. Столь долгое многообразное и плодотворное развитие идей, заложенных выставкой, – уникальный случай в музейной практике. Сегодня мы представляем новое достижение наших партнеров – мастерской NWGlass.lab – возрожденный стеклянный кирпич модели «Морская раковина». Эту форму, наверное, самую красивую и самую сложную, изобретатель выдувных стеклянных кирпичей Гюстав Фальконье считал экспериментальной и не запустил в серийное производство. В наши дни только в двух местах в мире можно увидеть кладку из «Морских раковин» – в доме архитектора Винсента Манжеа в Танне (Швейцария), где сохранился единственный исторический образец, и в Музее архитектуры в Москве».

Тамара Ковалева, основатель и руководитель экспериментальной стеклодувной мастерской NWGlass.lab:

«В 2019 году наша команда увидела фотографию фрагмента сборки из фальконье, имитирующих морскую раковину, в каталоге швейцарской выставки. На изображении не запечатлено ни одной детали самого сооружения – ни рамы, ни стены или дверного откоса, а только уходящие за границы листа стеклянные раковины. Это «окно» на фотографии сразу же стало для нас объектом восхищения – мы буквально смотрели через него в будущее наших долгих экспериментов по его воссозданию, понимая, что производство чего-то принципиально нового – бессмысленно, когда можно возродить что-то совершенное, придуманное до тебя. Мы с глубоким уважением и внимательностью отнеслись к автору и его изобретению, и, наконец, «бумажное окно» стало настоящим – в месте, где мы хотели реализовать эту мечту – в Музее архитектуры в Москве».

Игорь Левченков, генеральный директор компании AQUATON – партнера проекта:

«Мы в AQUATON всегда черпаем вдохновение в природе, создавая экологичную мебель для ванной комнаты, которая не только функциональна, но и эстетически привлекательна. Однако, как и стекло, которое появилось в результате творчества самой природы, но было преобразовано человеком в изящные и совершенные формы, мы верим, что архитектура призвана соединять и переосмыслять прошлое и будущее, наследие и инновации. Наша поддержка проекта Музея архитектуры по воссозданию уникальной модели потрясающих кирпичей Фальконье в форме «Морской раковины» – это очередной шаг в нашем стремлении к гармонии с природой. Особенно интересно, что эту модель, можно сказать, мир никогда и не видел, поэтому факт ее воссоздания сравним с сюжетом картины художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», где морская раковина символизирует живое начало. Мы рады не только снова быть частью этого живого проекта, но и вместе с Музеем архитектуры и стекольными мастерами способствовать возрождению забытых художественных традиций и их дальнейшему развитию, стимулируя современных архитекторов и дизайнеров к созданию проектов, в которых технологии и природная среда находятся в состоянии сбалансированного единства».

Фото – пресс-служба ГМА им. А.В. Щусева

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru