Музей Москвы открывает онлайн-выставки «Письмо. 75 слов о Войне» и «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны»

710

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Музей Москвы открывает два онлайн-проекта: «Письмо. 75 слов о Войне» и «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны». Выставки будут доступны на странице Музей Москвы в режиме онлайн с 7 мая 2020 года.

«Письмо. 75 слов о Войне»

Проект «Письмо. 75 слов о Войне» исследует фронтовую переписку, личные записи и воспоминания москвичей. Вместо сухого языка цифр и фактов будет звучать «живой» голос участников главной трагедии прошлого столетия. «Мы все повыскакивали с кроватей, стучимся в двери, кто-то из окон кричит: “Победа!” И прямо в чем были, в ночных рубашках во двор! Все целуются, плачут, смеются. Дожили, выдержали…» — из письма Светланы Поповой сестре 10 мая 1945 года.

Летчик Попков Виталий Иванович. Фотоотпечаток. Коллекция Музея Москвы

Письмо летчика Попкова Виталия Ивановича Поповой Елизавете Васильевне.

26 февраля 1943 года. Здравствуйте дорогая Елизавета Васильевна! Очень большое спасибо за письмо. Его я получил только вчера, не знаю почему оно так долго шло, но это не так уж и важно. От мамы и папы я получил сразу 32 письма, писанные по разным адресам. Так как адреса у меня менялись довольно часто, то письма эти с самого сентября не могли найти адресата. Теперь я через день отвечаю на них. Борис вот только потерялся из виду. В Кутаиси его уже нет, а где он теперь тоже пока не знаю. Вот жду ответа от мамы, она, наверно, знает уже его новый адрес. Живу отлично. Проживать приходится на квартире у колхозников. Чисто дачная обстановка, только дома приходится бывать только ночью. День же весь проходит на аэродроме или в полетах. Население встречает очень радушно. Фрицы, говорят, воняют как-то. Так что их даже по запаху узнают, не говоря уже, по проделкам. Праздник провел очень весело. Перед праздником хорошо поработали, так чтоб к празднику прийти с некоторыми успехами. И, конечно, труд не пропал даром. Вечером же подвели итог. Затем был концерт и после всего этого банкет и танцы. Словом в этот вечер скучать не приходилось. Теперь же снова за работу. Вот пока и все. Привет соседям и знакомым. Желаю всего самого наилучшего. С самым дружеским фронтовым приветом! [подпись]

Коллекция Музея Москвы

Для онлайн-экспозиции собрано более пятидесяти писем. Они будут оцифрованы и расшифрованы, а также представлены в видеоформате. Тексты прозвучат в исполнении студентов выпускного курса актерского факультета Мастерской народного артиста СССР Владимира Алексеевича Андреева (Российского института театрального искусства — ГИТИС). Материалы взяты из фондов Музея Москвы, а также из Главного Архивного Управления города Москвы.

Генерал-майор Доватор Лев Михайлович. Фотоотпечаток. Коллекция Музея Москвы

Письмо Л.М. Доватора семье. Коллекция Музея Москвы.

10.9.41. Здравствуй милая дорогая Леночка, Шурочка и Риточка! Я живу хорошо. Боевая моя работа проходит успешно. Здоровье мое хорошее. Партия и правительство очень высоко оценила мою работу присвоило мне звание Генерал-майор и наградила орденом Красное Знамя. Это меня обязывает работать больше и лучше и надеюсь, что я это большое доверие оправдаю. Не беспокойтесь по мне – помните что ближится час победы над озверелым фашизмом и я буду опять среди вас моих милых и славных. Леночка я тебе пишу регулярно письма и от тебя получаю тоже регулярно. Аттестат выслал второй раз на имя челябинского военкома для пересылки тебе и ты должна деньги получать с 1 августа. Выслал 1000 руб. по почте на ст. Мишкино и 700 руб. по телеграфу в Варлаково. Видимо ты сообщила не верный адрес, поэтому уточни. Ну пока. Адрес старый. 736 полевая почта. Почтовый ящик № 70 Лебедеву для Доватора. Этот очень удобный адрес и я регулярно получаю письма. Целую Вас крепко. Ваш Леник

Получил жалование за сентябрь м-ц и высылаю еще 1000 руб. по почте, тк. телеграфом не принимают. Деньги высылает мой товарищ которого я посылаю на почту. Можно писать и на …ой адрес 743 полевая почта. Генералу-майору Доватору

Почтовая карточка от детей к Б.В. Можарской. Коллекция Музея Москвы

Письмо от детей к Б.В. Можарской

Здравствуй дорогая мамочка!! Поздравляю тебя с победным окончанием войны и с первым маем. Сегодня получили от тебя письмо. Большое за него спасибо. У нас в школе все эти дни контрольные работы. По всем этим работам у меня пять. Годовые тоже наверное будет все пять. Мы живем хорошо, сыты, здоровы. Тетя Клава из Госплана нам дала 2 ордера. На ботинки и на галоши. Елизавета Ивановна, Гива, Мария Алексеевна шлют тебе свой привет. Ну пока досвиданье. Целуем крепко, крепко. Наташа, Володя, няня. 15/V-45

Коллекция Музея Москвы

Письмо Залевскому Андрею Викторовичу от Орлова Федора Михайловича. Куда: Полевая почта 29513 а. Кому: Залевскому Андрею Викторовичу. От кого: Полевая почта 20611 Орлов Фед. Мих.

5 мая 1944 г. Дорогой и любимый друг Андрей Викторович! Большое спасибо за память. Вчера послал письмо твоей жене, которая не получая от тебя писем долгое время и конечно она волнуется. 29.4.44 г. после болезни я прибыл из госпиталя и сразу стал проверять о твоем нахождении и когда узнал, что ты на другом фронте, то я ответил твоей жене, что связь у меня с тобою нарушена. 8.5.44 г. по отзыву НКО я уезжаю для нового назначения! Постараюсь видеть дома твою жену с сыном Аликом и успокоить их, что ты жив, здоров и жестоко истребляешь гитлеровских разбойников. После нового назначения свой военный адрес немедленно сообщу. Горячо приветствую и душевно желаю тебе еще больше боевых успехов. Обнимаю и крепко тебя целую… Твой боевой соратник Ф. Орлов.

Коллекция Музея Москвы

Поздравление папе от Люси Дубовик с наступающим новым годом. Почтовая карточка. 30/XII 41. Коллекция Музея Москвы

Почтовая карточка рядового Васильева П.А.дочери Васильевой М.П.

Почтовая карточка. Куда: Полевая почта 03661 ж? Кому: Марии Петровне Васильевой. Адрес отправителя: Полевая почта 32042-И. Кому: Васильев Петр Андреевич. Коллекция Музея Москвы

Музей Москвы приглашает горожан поделиться фронтовыми письмами, которые хранятся в их семейных коллекциях. Если вы хотите дополнить выставку, то пишете на почту:

Выставка «Письма. 75 слов о войне» делится на разделы «Город» и «Война».

Раздел «Город» отражает образ столицы в письмах. Битва под Москвой в октябре 1941 – апреле 1942 года — одно из ключевых событий Великой Отечественной войны. В защите города участвовали практически все жители. Баррикады возвели на Садовом и Бульварном кольце, линией обороны должна была стать и Московская окружная железная дорога.

Участница событий, балерина Большого театра Евгения Макарова, пишет: «… вернулись под утро. Сил нет даже раздеться. Тяжела московская землица! Никогда не думала, что буду переворачивать лопатами землю. И выдержу, и выстою. Недаром за плечами 8 лет балетного станка! Рядом все девчонки — худенькие, красивые (как Богини в платках и телогрейках) роют окопы всю ночь. Только попробуй не устоять…».

Раздел «Война» рассказывает о москвичах, сражавшихся на фронте. 2 июля 1941 года было принято постановление о добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в народное ополчение. Предполагалось сформировать 25 дивизий, общей численностью 270 тысяч человек.

«…Я работаю теперь опять отдельно от мамы. Работаю отдельно в роте. Участвовала уже в бою. Как ты уже знаешь воюем мы победоносно. Гоним его и будем гнать дальше… День рождения я провела в походе…», — писала в письме отцу Нина Яхонтова, воевавшая в 21 дивизии вместе с мамой. Через месяц Софья Ильинична Яхонтова напишет мужу Алексею Николаевичу о гибели дочери Нины: «…Но знай, что она погибла честно за свою дорогую Родину».

Оффлайн экспозиция откроется в форме выставки-спектакля в рамках городских мероприятий к 75-летию Победы. Основной партнер и соорганизатор — Российский институт театрального искусства (ГИТИС).

Неотъемлемой частью проекта станут перформансы, в основу которых легли фронтовые письма. Режиссером выступит Филипп Виноградов, сценографом — Алексей Трегубов. Экспозиция воссоздаст Москву 1940-х годов, а каждое письмо вновь получит голос. Посетители будут перемещаться по выставке по определенному маршруту, в каждой локации актеры разыграют сцены из жизни горожан военного времени: солдата, обращающегося к невесте, сына, поздравляющего родителей с первым мая и другими героями.

«Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны»

Выставка «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны» показывает события 40-х годов прошлого столетия глазами двух фотографов: Бориса и Ольги Игнатович, брата и сестры. Каждый из них прошел войну и по-своему запечатлел главную трагедию XX века.

Для экспозиции собрано около двухсот фотографий, в онлайн-выставке появится более семидесяти из них: освобождение оккупированных территорий и немецких концлагерей, парадные портреты советских военачальников, кадры фронтовой жизни и снимки, ставшие материалами Нюрнбергского процесса.

Имя Бориса Всеволодовича Игнатовича (1899–1979) ассоциируется с авангардистской фотографией 1920–1930-х годов, лирическими пейзажами 1960-х. Он же был автором известных в свое время фотопортретов маршалов Георгия Жукова и Семена Буденного.

В собрании музея хранятся негативы, показывающие Игнатовича с малоизвестной для современной публики стороны — как военного фотокорреспондента, запечатлевшего повседневность и подвиги партизанских отрядов на оккупированных территориях. Вместе с этими документальными фотографиями на выставке впервые будут экспонироваться цветные парадные портреты военачальников, снимки послевоенного времени, сделанные по заказу Совинформбюро и Студии батальной живописи им. М.Б. Грекова.

Говоря об Ольге Всеволодовне Игнатович (1905–1984), обычно вспоминают фотографии советского спорта 1930-х годов и снимки для экспериментальной группы «Бригада Игнатовича». Это своеобразное агентство-профсоюз объединяло многих неординарных фотографов, таких как Елеазар Лангман и Николай Штерцер. Снимки публиковались в «Вечерней Москве», «Строим», «Наших достижениях», «Строительстве Москвы» и других изданий.

В собрании Музея Москвы также находится значительное количество негативов Ольги Игнатович. Она была фоторепортером газеты 30-й армии (в дальнейшем 10-й гвардейской) Калининского фронта и фронтовой газеты 1-го Украинского фронта. На ее фотографиях — освобождение Украины, Польши, Чехословакии и Австрии. Ольга Игнатович в числе первых кино- и фотокорреспондентов вошла в освобожденные советскими войсками концлагеря Майданек и Освенцим.

Ольга Всеволодовна Игнатович была самостоятельным ярким мастером фотографии, однако, видя под знаменитыми на весь мир фотографиями освобождения Освенцима подпись «Игнатович», зрители и специалисты не представляли, что фотографии сделаны женщиной.

Выставка «Два лица войны» возвращает в историю фотографии память о женщинах-фотокорреспондентах Великой Отечественной, среди которых — Ольга Игнатович.

Проект состоит из пяти разделов:

«Герои Победы». В экспозиции будут представлены фотографии маршалов Победы, созданные Борисом Игнатовичем для студии батальной живописи им. М.Б. Грекова. Эти снимки размещены рядом с фотографиями орденоносцев, запечатленными Ольгой Игнатович для фронтовой газеты. Парадные портреты и репортажная съемка — зрители увидят, как по-разному создавались образы героев войны.

Борис Игнатович. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. 1955 год

Ольга Игнатович. Заместитель командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка, Герой Советского Союза Г.А. Речкалов у своего истребителя. Июнь 1944 года

Ольга Игнатович. Заместитель командира 100-го гвардейского истребительного авиаполка, дважды Герой Советского Союза гвардии майор Д.Б. Глинка (сидит в центре) в редакции газеты 1-го Украинского фронта «За честь Родины». В числе журналистов — Бобров, С.М. Борзунов (?) и А.П. Верхолетов (сидит слева). 1945 год

«Дороги Войны». Военные хроники Бориса и Ольги Игнатович: быт и военные операции партизан в тылу врага, фронтовые будни советской армии.

Борис Игнатович. Кавалерист. Показательное выступление по джигитовке в кавалерийской части в минуты отдыха. 1943–1944 годы

Борис Игнатович. Партизанский отряд уходит в поход. Из серии «Партизаны Брянщины». 1943 год

Ольга Игнатович. Танк ИС-2 и конная упряжка, перевозящая замаскированную дивизионную пушку ЗиС-3 в районе реки Нейсе. Германия, 1945 год

Ольга Игнатович. Солдаты 1-го Украинского фронта на окраине Берлина. Германия, Берлин, 1945 год

Ольга Игнатович. На улице Глогау. В центре — бронеавтомобиль БА-64. Пруссия (ныне — Глогув, Польша), 1945 год

«Ужасы войны». Последствия оккупации и разрушений в ходе боев. Снимки были использованы Советским Союзом на Нюрнбергском процессе.

Борис Игнатович. Немецкие пленные. Калининский фронт. 1942 год

Борис Игнатович. Калининский фронт. Пленные немецкие солдаты. 1942 год

Борис Игнатович. На площади Свердлова в день празднования 800-летия Москвы. Москва, 7 сентября 1947 год



Ольга Игнатович. Колонна пленных немцев. Чехословакия, Прага, май 1945 год

«Освенцим». Фотографические документы, сделанные Ольгой Всеволодовной Игнатович в лагерях смерти Майданеке в 1944 и Освенциме в 1945 годах.

Ольга Игнатович. Освобождение концентрационного лагеря Освенцим. Польша, конец января 1945 года

Ольга Игнатович. Концентрационный лагерь Майданек. Кладбище русских узников. Польша, после 22 июля 1944 года

Ольга Игнатович. Концентрационный лагерь Майданек. Польша, после 22 июля 1944 года

«После Победы. С надеждой в будущее». В финальной части — послевоенные фотографии Бориса и Ольги Игнатович. Зрители увидят фотографии Бориса Игнатовича с празднованием 800-летия Москвы (публикуется впервые); фотографии восстановления советскими солдатами Вены и Будапешта, парадные шествия и траурные митинги в память о героях, сделанные лейтенантом Ольгой Игнатович, прикомандированной к Центральной группе советских войск в 1945–1946 годах.

Борис Игнатович. На площади Свердлова в день празднования 800-летия Москвы. Москва, 7 сентября 1947 год

Борис Игнатович. На площади Свердлова в день празднования 800-летия Москвы (Съемку ведет фотокорреспондент ТАСС Наум Грановский). Москва, 7 сентября 1947 год

Ольга Игнатович. Открытие восстановленного Флоридсдорфского моста (моста Малиновского) через Дунай. Австрия, Вена, 19 мая 1946 год

Ольга Игнатович. Скульптор завершает работу над композицией у входа в готовящееся к открытию Советское воинское кладбище на Центральном кладбище Вены в районе Зиммеринг. Австрия, Вена, 1946 год

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.