В Москве 10 июня 2021 года пройдет торжественная церемония передачи в дар уникального макета к опере «Богема» русского художника и сценографа Николая Бенуа Государственному центральному театральному музею им. А.А. Бахрушина. Организаторами мероприятия являются Российско-Итальянский Форум-диалог по линии гражданских обществ и Центр кинофестивалей и международных программ, благодаря которым была осуществлена перевозка экспоната из Италии в Россию.
Николай Бенуа — сын выдающегося русского художника Александра Бенуа. В 20-х годах эмигрировал с семьей в Италию, сотрудничал с миланским оперным театром «Ла Скала» на протяжении 35 лет. В 1964 году для гастролей театра Ла Скала в России он оформил «Трубадур» Дж. Верди и «Турандот» Дж. Пуччини. В 1965 году Николай Бенуа сотрудничал с Б.А. Покровским в постановке оперы «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена в Большом театре. Позже, в 1978 году он снова получил приглашение в Москву, в Большой театр, для постановки «Бала-маскарада» Дж. Верди. В 1986 году он оформил для Большого театра оперу «Мазепа» Чайковского в постановке С.Ф.Бондарчука.
В 40-х годах прошлого века Николай Бенуа работал над сценографией оперы Джакомо Пуччини «Богема» в «Ла Скала». Уникальный экспонат, который будет передан московскому музею — представляет из себя деревянный макет к первому акту оперы «Богема». Его размеры: длина — 100 см, высота — 77 см, глубина — 80 см. Николай Александрович сделал его своими руками. Макет в течение 15 лет был частью выставки музея при театре. В 1988 году, после смерти Николая Бенуа, его супруга Дизма Де Чекко попросила вернуть ей экспонат. Впоследствии его выкупил у вдовы Пьетро Питтаро — итальянский коллекционер и друг Николая Бенуа.
Два года назад сеньор Питтаро решил передать его на родину художника — в Россию. Однако в планы итальянского мецената вмешалась пандемия COVID-19 и торжественную церемонию пришлось отложить до середины этого года.
Это уже не первый дар Пьетро Питтаро России. В 2016 г. в Санкт-Петербурге в рамках V Международного культурного форума состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с российскими и иностранными деятелями культуры. Во время которой Пьетро Питтаро лично передал в дар Музею семьи А. Бенуа мольберт Александра Бенуа, палитру, кисти и два рисунка Александра и Николая Бенуа.
В этом году из-за ограничений, связанных с эпидемией коронавирусной инфекции, сеньор Питтаро не сможет присутствовать на церемонии.
— Я рад, что смог передать макет Николая Бенуа в Театральный музей Москвы. В течение тридцати лет я был очень дружен с Николаем Бенуа, выдающимся сценографом, который женился на Дизме Де Чекко — оперной певице из Кодроипо в области Фриули в Италии. Я счастлив, что этот экспонат, являющийся произведением искусства Николая Бенуа, будет храниться в Государственном Театральном музее в Москве. Николай Бенуа был великим театральным художником. Мало кто из сценографов создавал такие макеты. Я дарю макет Николая Бенуа к опере «Богема» русскому народу с великой радостью, – говорит итальянский коллекционер Пьетро Питтаро.
Макет по оценкам экспертов в удовлетворительном состоянии, однако, всё же требует определенной реставрации. Сразу после церемонии дарения он будет передан Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. По инициативе ректора Академии — Ивана Ильича Глазунова, потомка семьи Бенуа, макет будет отреставрирован художниками Академии.
Торжественная церемония передачи в дар макета Николая Бенуа к опере «Богема» Дж. Пуччини пройдет в Гранёной гостиной Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина.
Николай Александрович Бенуа (1901–1988) – русский художник, почётный член Академии художеств СССР. Развивал традиции сценографии Серебряного века.
Родился в Ораниенбауме в семье известного русского художника Александра Николаевича Бенуа и Анны Кинд. Дебютировал как сценограф в постановке пьесы «Пер Гюнт» Г. Ибсена в Петроградском академическом драматическом театре, а в 1923 г. – в Академическом театре оперы и балета с декорациями к балету К. Глазунова «Времена года».
В 1925 г. Николай Александрович переехал в Милан. В 1926 г. в театре «Ла Скала» исполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Хованщина», которые высоко оценил главный дирижер театра Артуро Тосканини.
В 1927–1932 гг. Николай Бенуа жил в Риме, где работал сценографом в Римском королевском оперном театре (оформил 26 спектаклей), получил итальянское гражданство. С 1936 по 1970 гг. работал директором художественно-постановочной части оперного театра «Ла Скала» (более 130 постановок; часть оформил со своим отцом Александром Бенуа). Оформлял спектакли и в других театрах Италии, а также в Париже, Берлине, Буэнос-Айресе, Москве; работал художником кино.