Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир театраВ ПЕРМИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ФЕСТИВАЛЬ МАРТИНА МАКДОНАХА

В ПЕРМИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ФЕСТИВАЛЬ МАРТИНА МАКДОНАХА

V юбилейный Международный фестиваль Мартина МакДонаха, стартовавший в 2014 году по инициативе художественного руководителя Пермского театра «У Моста» Сергея Федотова – это 14 спектаклей, из которых 5 премьерных, и 10 театров из России, Беларуси и Казахстана.
Раз в два года именно в Пермь слетаются креативные театральные команды со всего мира, чтобы поделиться своими трактовками восьми, а с нынешнего года – уже девяти! – пьес великого кинорежиссера и сценариста.

Фестиваль уникален не только темой, но и принципами – открытый вход на пресс-завтраки, обсуждения жюри, множество мастер-классов и лекций. Со спектаклями сложнее – билеты раскупаются моментально и… именно с фестиваля, а еще точнее – с парада Рыжих начинается осень в Перми раз в два года именно благодаря фестивалю.

Фестиваль открылся премьерой спектакля «Ирландский герой – гордость Запада» по пьесе Джона Синга в постановке самого Сергея Федотова. По мнению публики и экспертов, в этой постановке видны многие мотивы, впоследствии подхваченные и переосмысленные впоследствии МакДонахом.

Те, кто знаком с театром и творчеством Мартина МакДонаха, сразу же узнают фирменный стиль постановок: ирландская глубинка, черный юмор, потасовки, пьянство, из интересных событий – чьи-то похороны. Кажется, что жизнь героев предопределена с самого рождения, судьбу не изменить – как ни рыпайся. Но все же главные герои пройдут трансформацию, и каждый получит то, что в целом заслужил. Насколько хорошо жить в мифе и так ли прекрасно убийство, насколько оправдана тирания родителя по отношению к собственному ребенку? – все эти вопросы так или иначе звучали в «Герое». Как и тема любви, которая, как известно, всех спасет, если только она настоящая и искренняя.

МАТЕРИЯ И… ТАМ, ГДЕ ТОНКО

Вне конкурса свой подход к новой пьесе МакДонаха «Очень, очень, очень темная материя» представила молодая команда МХТ им. Чехова. По отзывам, спектакль не просто удивляет, он шокирует с первых же минут. Черный стенд-ап, переходящий в сцены безумия в стиле «красной комнаты» из Твин Пикса. Постановка выглядит очень цельным действием, проходит быстро и без антракта. Но это — цельность безумия, действие, происходящее будто в расколотом разуме, поэтому находясь внутри, сложно оценить, сколько времени прошло, и нужно время, чтобы вернуться. Пермский зритель увидел постановку свежую во всех смыслах — российская премьера прошла в 2021 году. К созданию спектакля был привлечен готовый на любые эксперименты молодой режиссер Евгений Закиров. Однако, даже он заметил, что команде «было очень нелегко дотянуться до этой фантастической, фантасмагорической логики автора» — логика у МакДонаха действительно не из простых.

«БЕЗРУКИЙ» ПРОЧЕРТИЛ ЭКВАТОР

Болшая часть спектаклей V фестиваля МакДонаха уже отыграна, и линию экватора прочертили спектаклем «Безрукий из Спокэна» от театра «У Моста». С первых же минут возникает ощущение, что тебя перенесли еще один номер отеля культового фильма “4 комнаты”: стрельба, крики, интригующие яркие герои. Спектакль проходит как на одном дыхании, то ли от постоянного напряжения на сцене, то ли от неожиданных поворотов сюжета. Концовка постановки в трактовке Сергея Федотова отличается от оригинала: если МакДонах оставляет Кармайкла размышлять или же сожалеть (тут каждый зритель решает сам) о своей жизни, то Сергей Павлович выводит всех героев на сцену. Это представляется неким единением в беде, поддержкой друг друга, ведь за один вечер герои невероятно сблизились. Что будет с ними дальше? Каждый сможет себе ответить только сам.

ТРИ ДЕВИЦЫ

К «экватору» фестиваль подошел с солидным багажом: представлены публике три версии знаменитой «Королевы красоты из Линэна». Одна — от Минского областного драматического театра (Молодечно), и здесь зрителей погрузили не только в белорусские мотивы, но и окутали напевной речью и песнями, понятными без перевода и субтитров. Вторая — «Королева» в формате split-драмы от Новосибирского областного театра кукол поразила не только тем, что впервые МакДонахом «занялись» куклы, но и тем, как это представили новосибирцы, буквально расщепив на субличности образы персонажей. Своей «Королевой» поделился с публикой и Пермский театр «У Моста».

По мнению театроведов и членов жюри, при всем очаровании белорусского колорита молодечненской «Королеве» стоило бы быть пожестче, в то же время все без исключения отметили подход к сценографии. Елена Ильина, театральный критик, обратила внимание на интересное решение соединения мертвой пленки с живым действом. Марина Тимашева, театральный критик, театровед, кандидат искусствоведения, выпускающий редактор журнала «Вопросы театра», отметила потрясающую дикцию актеров, музыку, голос: «Полное впечатление, что я в Беларуси».

Эксперимент Новосибирского областного театра кукол стал для жюри предметом большой дискуссии. Георгий Долмазян, режиссер-постановщик Государственного академического театра им. Моссовета, особенно отметил сцены, когда не были видны декорации, тогда создавалось ощущение огромного пространства мира и маленького человека в этом мире. Вера Шамина, доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы Казанского Федерального Университета, театровед, обратила внимание на интересный прием, что действие происходит в психушке, однако посоветовала как-то более явно проявить этот образ, не всем это очевидно.

Особо тщательно жюри отнеслось к разбору спектаклей хозяев фестиваля, пусть они и идут вне конкурса. Для труппы театра «У Моста» постоянное совершенствование не принцип, а суть жизни. «Красавица из Линэна» для многих стала неожиданной в силу частичной смены актерского состава – и вместо несчастной безнадеги в конце спектакля все же затеплилась надежда, что у героини еще есть шанс построить свое счастье.

И конечно, до сих пор самым популярным и лиричным остается спектакль «Калека с Инишмана» Пермского театра «У Моста», он идет в театре с 2009 года. Играть и не заиграть спектакль за столько лет – мастерство режиссера. Как отметил председатель жюри Виктор Шрайман, режиссер, театральный педагог, Лауреат Международной театральной Премии «Маленький принц» (Сербия): «Я испытываю катарсис каждый раз, когда смотрю этот спектакль. Все цельно, все гениально!»

СВЕТ В ТЕМНОТЕ

Именно «свет» смогла найти труппа Республиканского театра Белорусской драматургии в, казалось бы, насквозь темном МакДонахе в спектакле «Калека с острова Инишман».

«Театр – это прежде всего эмоции, то, что идет из сердца», — сказал председатель жюри Виктор Шрайман, режиссер, театральный педагог, Лауреат Международной театральной Премии «Маленький принц» (Сербия). В постановке оказалось очень много света, он буквально был рожден в любви, а МакДонаху, как признали эксперты, очень идет белорусский язык.

Марина Тимашева, театральный критик, театровед, кандидат искусствоведения, в первую очередь сказала об эмоциональной реакции зрителей и ее учеников, люди останавливались и плакали — «спасибо за этот человеческий прекрасный спектакль». Также Марина отметила поэтическую стенографию, роскошный танец в начале, и «когда ты видишь, как они танцуют, уже понимаешь, что это совсем плохо кончиться не может».

ПОДУШКА С ПОЛНЫМ ПОГРУЖЕНИЕМ

За светом публику погрузили полностью во мрак — такое впечатление у большинства от спектакля «Человек-подушка» воронежского театра «КОТ». Настолько тонко проработана пьеса как самим МакДонахом, так и коллективом театра. Катурян (Андрей Кружков) и правда выглядит загнанным в угол писателем, готовым на все ради спасения своих текстов. Его брат (Иван Подольский) — несчастным, чей разум с детства поврежден ужасными пытками. Ариэль (Сергей Переславцев) — полицейским со слишком горячим сердцем, чтобы держать себя в руках, а Тупольски (Юлия Шамарина) — с сердцем холодным, как лёд, и, возможно, разделяющей психопатические наклонности Катуряна. Сразу отмечу, что женщина в роли Тупольски выглядела абсолютно органично и даже внесла некоторый новый уровень сложности в чисто мужской состав, заданный автором. Видимо, иногда гендер персонажа оказывается условной характеристикой, особенно в столь абстрактной истории как Человек-подушка.

«Человек-подушка» шокирует, пугает, подобно «полицейским в тоталитарном государстве» сажает нас на стул и задаёт самые неуютные вопросы. Но, думается мне, в 21 веке задавать их самим себе очень важно, поскольку грань между реальным насилием и его отображением в искусстве, СМИ, интернет-блогах становится все более размытой. Нам все сложнее понять — существуют ли медиа для жизни или жизнь ради создания медиа-контента? И, возможно, даже самые жуткие истории Мартина МакДонаха, доступные нам на безопасной дистанции, уже не поспевают за реальностью…

ОТ МАСТЕРСКОЙ — ДО МАСТЕРА

В рамках фестиваля работает лаборатория-мастерская молодой критики «Передвижники» под руководством известного театроведа и критика Ольги Галаховой (проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив).

Вера Шамина, профессор, доктор филологических наук, известный специалист и почитатель МакДонаха — поведала о его секретах и «фишках» в лекции «Эволюция творчества Мартина МакДонаха». По ее мнению, что неслучайно МакДонаха так часто играют в России — он глубоко психологичен, как вся наша русская классика.

Георгий Долмазян, режиссер театра им. Моссовета, провел мастер-класс «Свободный актер» о владении всем инструментарием актера от тела до голоса и внимания.

Неизменный член жюри фестиваля МакДонаха, профессор и заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Валерий Анисенко провел творческую встречу с интригующим названием «Постижение автора. Поиск путей…».

А впереди у V фестиваля Мартина Макдонаха множество интересных постановок от российских и казахстанских театров, разборов с экспертами, лекций и мастер-классов, а главное – новых эмоций и чувств.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru