В рамках Санкт-Петербургского культурного форума обсудят художественное образования

214

Программа секции «Изобразительное искусство» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума посвящена международному художественному обмену в самом широком смысле: от обсуждения экспонирования советского искусства до дискуссии о мировом биеннальном движении.

Главными площадками, на которых развернутся события секции «Изобразительное искусство» в 2019 году станут Санкт-Петербургская академия художеств и Центральный выставочный зал «Манеж». В последнем откроется масштабная выставка «Дейнека/Самохвалов», соорганизаторами которой выступили Русский музей, Третьяковская галерея и Курская картинная галерея.

Семен Михайловский, руководитель секции, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина: «В этом году, как и прежде, у нас череда разномасштабных событий. Это выставки — в первую очередь большой проект в Манеже «Дейнека/Самохвалов», посвященный двум художникам советской эпохи. Над этим проектом с участием более 30 музеев и частных собраний мы работали несколько лет, и, надеюсь, он произведет впечатление. Кроме того, форум для нас — возможность встретиться с коллегами, обсудить актуальные вопросы, обменяться мнениями».

Международное событие программы, сопровождающее выставку в ЦВЗ «Манеж», — симпозиум «Красная стрела. Советское искусство — взгляд из будущего». Исследователи искусства XX века, кураторы крупных выставок советской живописи за рубежом, ректоры вузов из Германии и Китая обсудят влияние государственной идеологии на искусство и рецепцию «тоталитарного» искусства в демократических странах. Среди спикеров историк, куратор зарубежных и российских выставочных проектов, ректор Дрезденской академии художеств Маттиас Флюгге, а также художник, участник и член жюри международных биеннале, ректор Академии художеств Ханчжоу Сюй Цзян. Имея разный опыт в смежных областях искусствознания, эксперты поделятся своей оценкой места советской живописи в мировом художественном контексте. Не останутся без обсуждения кураторские методики, определившие специфику экспонирования искусства соцреализма по всему миру.

Уже через день ряд экспертов симпозиума примет участие в цикле «ACADEMIA», который пройдет в Санкт-Петербургской Академии художеств. В ходе российско-китайского круглого стола главной темой станут перспективы сотрудничества в границах академических традиций: педагогические и обменные программы, мастер-классы с художниками, которые сегодня востребованы. По оценке ректора академии, на данный момент треть ее воспитанников — иностранцы, а общее число только китайских учащихся в 2019-2020 году предположительно составит более 500 человек. Второй круглый стол соберет ректоров немецких Академий художеств. Они обсудят развитие выставочных залов при академических учреждениях — традицию, которая в Германии насчитывает более столетия. Модератором обеих встреч станет Семен Михайловский.

Принципы экспонирования искусства, уже в масштабах личных коллекций, окажутся в центре круглого стола «Дополненная и виртуальная реальность как средство репрезентации частной коллекции». Событие пройдет в арт-пространстве «ДК Громов» 14 ноября. Участники, среди которых независимый куратор, арт-критик, эксперт в области искусства новых технологий Антонио Джеуза, digital-стратег, эксперт по технологиям дополненной и виртуальной реальности Иван Пузырев, независимый куратор и галерист Марина Альвитр, поспорят о возможностях репрезентации уникальных частных собраний с помощью инструментов виртуальной реальности. Дискуссия будет актуальна в контексте выставки «Offline/Online» (кураторы: Антонио Джеуза, Марина Альвитр), которая будет идти там же всю осень.

Ярким событием Общественного потока, которое пройдет в ЦВЗ «Манеж», станет дискуссия «Биеннале современного искусства: значение для городов и международного культурного обмена». Она объединит недавно назначенных и уже зарекомендовавших себя руководителей успешных международных и нестоличных смотров современного искусства — комиссара Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алису Прудникову, директора Ливерпульской биеннале современного искусства Фатос Устек, (Великобритания) арт-директора Лионской биеннале современного искусства Изабель Бертоллоти (Франция). Биеннале в Лионе с 1991 года проводит экспериментальные выставки, собирая во французских пригородах больше зрителей, чем местная биеннале танца. Наконец, Ливерпульская биеннале, год назад отметившая 20-летие, закрепила за собой статус самого большого смотра визуального искусства в Великобритании и постоянно экспериментирует с форматами, превращая портовый город в центр туристического притяжения на летнее-осенний сезон. Фатос Устек и Изабель Бертолотти — недавно назначенные руководители биеннале, которые впервые приедут в Россию в рамках форума, чтобы подробно рассказать о своих культурных амбициях, стратегиях, опыте продвижения, выстраивании баланса локальных и международных проектов внутри биеннале. Сквозной темой дискуссии станет создание биеннале современного искусства в Петербурге и обсуждение ее возможной специфики и влияния на город.

В рамках международной образовательной программы «New Now в Манеже» впервые в России выступит Кэтрин Инс (Великобритания), куратор широко обсуждаемого инновационного арт-центра V&A East — нового филиала лондонского Музея Виктории и Альберта. Проект будет состоять из выставочной площадки, а также открытого для всех центра коллекционирования и исследований. Оба пространства заработают уже в 2023 году. От Кэтрин Инс, которая долгие годы курировала программы современного искусства в музее V&A, а также лондонском центре Barbican и была комиссаром Британского павильона на Венецианской архитектурной биеннале, посетители лекции первыми услышат об архитектурном замысле и выставочной программе центра.

Общественный поток секции «Изобразительное искусство» включает 5 выставок, крупнейшая из которых «Дейнека/Самохвалов» будет работать в ЦВЗ «Манеж». Другие проекты — «Альберт Эдельфельт и Романовы. Финский художник при Русском императорском дворе», «Двуликий Янус (СССР/ГДР)», «Ex mea collectione… Исаак Бродский» — пройдут в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств.

Регистрация участников Профессионального потока Форума открыта до 20 октября на сайте culturalforum.ru.

Регистрация на мероприятия Общественного потока откроется 1 октября и продлится до 16 ноября. Вход на мероприятия Общественного потока по бесплатному электронному билету, который можно скачать в Личном кабинете после регистрации на сайте culturalforum.ru.