В возрасте 98 лет скончался один из законодателей моды ХХ века Пьер Карден

728

29 декаб­ря 2020 года в воз­расте 98 лет скон­чал­ся один из глав­ных моде­лье­ров ХХ века Пьер Кар­ден. Начав у Дио­ра, он в 1950 году осно­вал свой дом, кото­рый один из пер­вых начал про­дви­гать стиль «уни­секс» и джин­сы как уни­вер­саль­ную одеж­ду для всех. Он раз­ра­ба­ты­вал дизайн для аст­ро­нав­тов НАСА, совет­ской бале­ри­ны Майи Пли­сец­кой и «Бит­лз», пер­вым сни­зил цены на свою одеж­ду и пар­фю­ме­рию, став про­да­вать их в обыч­ных уни­вер­ма­гах. Он был пер­вым пред­ста­ви­те­лем мира моды, избран­ным в чле­ны Фран­цуз­ской ака­де­мии изящ­ных искусств.

Начи­нал как теат­раль­ный худож­ник. В 1946 году создал костю­мы для филь­ма Жана Кокто «Кра­са­ви­ца и чудо­ви­ще». С 1947 года рабо­тал в ате­лье у Кри­сти­а­на Дио­ра, в 1950 году осно­вал соб­ствен­ный дом моды. Диор напут­ство­вал начи­на­ю­ще­го моде­лье­ра сло­ва­ми «Пьер, про­да­вай­те доро­го — талант дол­жен быть оплачен».

Пред­по­чи­тал абстракт­ный, гео­мет­ри­зо­ван­ный дизайн, один из пер­во­про­ход­цев сти­ля уни­секс (кол­лек­ция 1958 года), счи­тал­ся аван­гар­ди­стом от моды. В 1960 году нару­шил тра­ди­ци­он­ный под­ход к моде как искус­ству для жен­щин, создав первую кол­лек­цию муж­ской одеж­ды. Был одним из пер­вых, кто занял­ся джин­со­вым направ­ле­ни­ем, одеж­дой для моло­дё­жи и детей.

Кар­ден был пер­вым кутю­рье, кото­рый начал про­да­вать свои пла­тья и духи по более низ­ким ценам, сде­лав их более доступ­ны­ми широ­ко­му кру­гу потре­би­те­лей. Был исклю­чён из Син­ди­ка­та высо­кой моды за то, что начал про­да­вать одеж­ду сво­ей мар­ки в уни­вер­ма­ге «Прен­тан» — одна­ко его при­ме­ру после­до­ва­ли мно­гие, и спу­стя деся­ти­ле­тие в круп­ней­ших париж­ских уни­вер­ма­гах были уже пред­став­ле­ны все име­на фран­цуз­ской высо­кой моды.

Моде­лье­ром запа­тен­то­ва­но более 500 изоб­ре­те­ний, таких как цвет­ные чул­ки и высо­кие сапо­ги, мини-сара­фа­ны, гал­сту­ки «в цве­то­чек», длин­ные пиджа­ки без ворот­ни­ка, узкие брю­ки на пуго­ви­цах, пер­во­на­чаль­но создан­ные для «Бит­лз».

В 1970 году Кар­ден созда­вал дизайн для НАСА. Во вре­мя сво­е­го визи­та туда он стал един­ствен­ным чело­ве­ком, при­ме­рив­шим ска­фандр Нила Арм­строн­га, в кото­ром тот впер­вые в исто­рии чело­ве­че­ства сту­пил на Луну.

Дизай­нер – автор и одно­имён­но­го брен­да пар­фю­ме­рии Pierre Cardin, тор­го­вые мар­ки кото­ро­го были попу­ляр­ны в СССР в 1970‑е годы.

В том же 1970 году при­об­рёл в соб­ствен­ность париж­ский теат­раль­ный ком­плекс Café des Ambassadeurs, пере­име­но­вал его в свою честь — Espace Pierre Cardin — и занял­ся теат­раль­ным про­дю­си­ро­ва­ни­ем. Как про­дю­сер послед­не­го гастроль­но­го тура Мар­лен Дит­рих, предо­ста­вил для её париж­ских выступ­ле­ний кон­церт­ный зал сво­е­го комплекса.

В 1975 году открыл свой пер­вый мебель­ный бутик в Пари­же, на ули­це Фобур-Сент-Оноре.

Одной из «муз» моде­лье­ра была бале­ри­на Майя Пли­сец­кая. Спе­ци­аль­но для неё Кар­ден создал костю­мы Анны («Анна Каре­ни­на», 1972), Марьи Нико­ла­ев­ны Поло­зо­вой («Фан­та­зия», теле­фильм по моти­вам «Веш­них вод» Тур­ге­не­ва), Нины Зареч­ной («Чай­ка», 1980), Анны Сер­ге­ев­ны («Дама с собач­кой», 1985), а так­же раз­лич­ные вечер­ние пла­тья и повсе­днев­ные ансам­бли, кото­рые он все­гда пре­под­но­сил артист­ке в пода­рок. После того, как Пли­сец­кая нача­ла рабо­тать в Гер­ма­нии и ста­ла хоро­шо зара­ба­ты­вать, она по соб­ствен­но­му жела­нию опла­ти­ла моде­лье­ру все его подношения.

17 сен­тяб­ря 2009 года Кар­ден был объ­яв­лен послом доб­рой воли Про­до­воль­ствен­ной и сель­ско­хо­зяй­ствен­ной орга­ни­за­ци­ей ООН. Цере­мо­ния состо­я­лась в Риме 16 октяб­ря того же года. 

Фото из откры­тых источников

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.