Галерея Люмьер представляет первую в России выставку легендарного американского фотографа Мелвина Соколски. В Галерее будут представлены самые узнаваемые работы автора, включая культовую серию «Bubbles», сделавшую тридцатилетнего Соколски знаменитым на весь мир.
Side Kick, 1965. Archival Pigment Print. 41×51 cm © Melvin Sokolsky
Tooker Lips, 1965. Archival Pigment Print. 41×51 cm © Melvin Sokolsky
Simone Fini, 1966/ Archival Pigment Print. 76×101 cm © Melvin Sokolsky
Paula Stairs, 1964. Archival Pigment Print. 41×51 cm © Melvin Sokolsky
Bubble on Seine, 1963. Archival Pigment Print. 76×76 cm © Melvin Sokolsky
Look Down, 1960. Archival Pigment Print. 127×152 cm © Melvin Sokolsky
«Мы активно изучаем и показываем жанр модной фотографии, эволюция которого пришлась на XX век. Вдвойне важно использовать возможность работать с авторскими отпечатками при жизни фотографа. Шанс увидеть работы Мелвина Соколски в Москве, конечно, уникален, как для коллекционеров, так и для тех, кто только начинает открывать этот жанр для себя», — говорит основатель и директор Галереи Люмьер, Наталья Григорьева-Литвинская.
Развитие fashion-фотографии в 1960-х было активно сплетено с новыми технологическими возможностями того времени. Модные издания были двигателями нового образа женщины, ее свободы и социального статуса. Арт-директоры главных журналов искали молодых и смелых авторов, способных к эксперименту. Золотой век глянца вместе с такими фотографами как Ричард Аведон, Ирвин Пенн, Мелвин Соколски, пробудил интерес к жанру модной фотографии у галерей и музеев, а впоследствии фэшн стал все активнее вытеснять другие жанры с аукционных торгов.
В далеком 1963 году молодой Мелвин Соколски создает беспрецедентную серию работ с моделями, парящими над улицами Парижа в огромных прозрачных сферах.
Вдохновленная образами с полотна «Сад Земных Наслаждений» Иеронима Босха, серия Соколски сочетает в себе сюрреализм и мир высокой моды, а также растущую в те времена популярность уличной фотографии в модной индустрии. Главная работа серии «Пузырь над Сеной, 1963» запечатлела французскую модель Симону Д’Айлленкур в костюме от кутюр, застывшую в сфере из плексигласа над гладью Сены. Именно этот кадр стал одним из самых влиятельных и знаковых модных образов, вошедших в историю. «Арт-директор Harper’s Bazaar, Генри Вульф, дал мне тогда полную концептуальную свободу. Его интересовало только мое личное, авторское видение. Главной задачей было, чтобы, увидев мои работы, читатель сказал – это Соколски», — вспоминает фотограф.
Заигрывание с сюрреализмом в творчестве Соколски также воплощаются в серии 1963 года с гигантскими предметами мебели. Для съемки моделей обычные стул и стол с кухни матери Мелвина многократно масштабировали: «Это было настоящее волшебство, видеть изящные фигуры моделей на этом огромном стуле», — рассказывает автор.
Через два года после легендарной серии «Bubbles», в 1965 году, в парижском Сент- Реджис Соколски снимает американскую модель и актрису Доротею МакГоуэн, левитирующую в городских декорациях в нарядах от DIOR и BALMAIN. Музу Ричарда Аведона, Ирвин Пенна и Уильяма Кляйна, Дороти МакГоуэн для съемок подвешивали в специальном корсете, через кольца которого были пропущены тонкие стальные тросы, позволявшие ассистентам маневрировать положением модели в воздухе.
«Для Мелвина нет такого понятия, как невозможное, когда у него есть идея», — говорила Доротея.
Увлеченный мастер, для которого сложное техническое воплощение невероятных задумок было лишь этапом работы, Соколски не только стал революционером в фэшн фотографии – он создавал портрет женщины своей эпохи. В 1960-х, когда вторая волна феминистского движения начала набирать обороты, Соколски настаивал, что женская красота и жест самой модели были так же важны, как и одежда, которую она демонстрировала.
Мелвин Соколски (род. 1933) — родился и вырос в Нью-Йорке, где начал свою выдающуюся карьеру фэшн-фотографа. В возрасте двадцати одного года его пригласили стать штатным фотографом Harper’s Bazaar. В течение следующих нескольких лет он работал над созданием четырех престижных журналов: Esquire, McCall’s Newsweek и Show. Его всемирно известные работы принимают участие в выставках крупных международных музеев и галерей, публикуются в журналах и монографиях.
Сегодня работы Мелвина Соколски входят в постоянные коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон, Великобритания) и Музея Пола Гетти (Лос-Анжелес, США). В 2017 году работа «Пузырь над Сеной, 1963» Соколски была отобрана кураторами Музея Виктории и Альберта, как самый культовый модный образ за последние 100 лет. В 2020 году Соколски было присвоено звание «ЛЕГЕНДА Мелвин Соколски» в возрожденной программе Canon «Исследователь света». Фотограф является автором ряда монографий, среди которых «Melvin Sokolsky: Seeing Fashion» (2000), «Melvin Sokolsky: Archive» (2009), «Melvin Sokolsky: Paris 1963/1965» (2011).
Сейчас Мелвин Соколски живет в своем доме в Беверли-Хиллз (США), где продолжает работу над выставками и книгами.
Выставка организована при поддержке Посольства США в Москве и Форума культурного взаимодействия.
Выставка завершит работу 16 января 2022 года