Выставка Юрия Купера «Сфумато» пройдёт в Академии искусств Флоренции

348

С 1 по 31 марта 2020 года в легендарной Академии искусств во Флоренции пройдет выставка Юрия Купера к 80-летию художника.

Юрий Купер. Весы с пером. «Книга Иова». 2010 год. Бумага ручного литья, литография с ручной доработкой 46,5х34 см

Юрий Купер. Весы. 2019 год. Холст, смешанная техника, 200х100 см

Юрий Купер — живописец, график, театральный художник, архитектор, иллюстратор, поэт и прозаик. Уроженец Москвы, он закончил художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина, в начале 1970-х годов эмигрировал в Израиль, жил и работал в Париже и Лондоне, в 1983 году получил гражданство Великобритании, а в 2010 году вернулся в Москву, свой родной «город водосточных труб…» и вновь получил российское гражданство в 2016 году. Являясь полноправным «гражданином мира», художник остро чувствует характер и настроения своей эпохи. Произведения Юрия Купера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Музее Метрополитен, в коллекциях Министерства культуры Франции, Библиотеки конгресса США, в Центре изобразительных искусств Сэнсбери Восточной Англии, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и многих других музейных и частных собраниях.

В своих работах Купер раскрывает внутреннюю суть простых вещей и привычных явлений, выявляя общие философские законы мироздания – так что важное место в его творчестве занимают библейские сюжеты, а любимым художником остается святой живописец Фра Беато Анжелико. Не случаен выбор места выставки Юрия Купера: именно на площади Сан Марко расположена древнейшая в мире Академия изящных искусств и одноименный монастырь Сан-Марко – в нем хранятся работы Фра Анжелико. Кроме того, с Италией Купера связывает уникальный опыт работы с Марчелло Мастрояни над постановкой спектакля «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова в римском театре Арджентина в 1988 году.

Юрий Купер. Кармен. 2008 год. Холст, смешанная техника

Юрий Купер. Тюльпан 2019 год. Холст, смешанная техника

В экспозицию выставки войдут работы Юрия Купера из галереи Патрика Крамера (Женева), из частных московских коллекций Инны Хегай, Ольги Шепельской и Андрея Ефремова, а также из собрания автора. Все они относятся к разным периодам и позволяют продемонстрировать метаморфозы художественного языка мастера, успешно работающего на стыке разных видов и жанров искусства: театральные проекты, произведения живописи и графики, работы на металле. Среди ключевых экспонатов — «Книга Иова», опубликованная в 2010 году тиражом 30 экземпляров и масштабные живописные холсты, связанные ветхозаветной тематикой, проект интерьеров Сретенского монастыря на Лубянке, созданный в 2012 году, и объемные театральные эскизы с элементами коллажа; объекты, выполненные в смешанной технике, в том числе вариант любимой композиции Купера «Тюльпан»; полотна, созданные в рамках работы над постановкой оперы Ж. Бизе «Кармен» в 2008 году.

Произведения последних лет отражают новый уровень творческой свободы мастера, переход от камерного мира простой предметности, созерцания созданных человеком вещей — к более масштабному пространству. Особенно ярко этот переход виден в его новых архитектурных проектах и в цикле театральных постановок 2016-2019 гг. «Метаморфозы», режиссером которых выступил Н. С. Михалков. В сценических образах и декорациях этой серии постановок по рассказам Чехова и Бунина наиболее ярко раскрылся столь любимый художником эффект «сфумато».

Юрий Купер. «Бабы» по рассказу А.П. Чехова. Эскиз сценографии к постановке «Метаморфозы» реж. Никита Михалков. 2016-2019 годы. 75х100 см

Название выставки «Сфумато», по-итальянски означает «исчезающий как дым», глубоко характеризует творческий и жизненный путь художника. Так же назван опубликованный в 2015 году автобиографический роман Юрия Купера. Сфумато как живописная техника тончайших градаций света была изобретена и описана гением Высокого Возрождения Леонардо да Винчи.

Купер, восхищаясь творениями великих итальянцев XVI века, мастерски овладел различными вариантами этой техники в живописи, графике и театральном искусстве, применяя для достижения эффекта объемной «вуали» новейшие материалы и технологии. В зрелом периоде творчества сфумато становится для Купера не просто виртуозно освоенным художественным средством, но и способом вдохнуть жизнь в предмет искусства, сделать его трехмерным, изменчивым, в своем роде интерактивным – и в то же время ускользающим от пристального взгляда.

Успешно осваивая возможности новейших технологий, цифровые и мультимедийные форматы, Купер остается верным себе и своему призванию.

Глубокий анализ феномена метаморфоз Юрия Купера отражают слова историка искусств Михаила Германа: «Купер принадлежит к тем редким сейчас мастерам, которые соединяют в своей творческой практике отвагу современного эксперимента с высокой пробы мастерством и с тончайшей пластической культурой. Ныне это удел немногих, даже самых знаменитых художников. Он свободно творит на любых широтах. Говоря без пафоса, он вполне транснационален и эта «всемирность» довела до высокой маэстрии, до подлинного артистизма обретенные им еще на Родине профессиональные навыки, отточила вкус».

Юрий Купер. Трава. 2016 год. Холст, смешанная техника, 212х273 см

Юрий Купер. Пустой тюбик от краски. 2005 год. Холст, акрилик, коллаж, 121х163 см

Смелость творческого эксперимента концепции юбилейной выставки Купера во Флоренции выражается в намерении соединить разные виды искусства: вживить новаторскую театральную постановку в академические выставочные залы старейшей в мире Академии художеств.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.