18 марта 2020 года в Штеделевском художественном институте и городской галерее во Франкфурте-на-Майне представят выставку «Мимоходом. Импрессионизм в скульптуре». Основу выставки составили произведения пяти художников – Эдгара Дега, Огюста Родена, Мерардо Россо, Паоло Трубецкого и Рембрандта Бугатти. Скульптурные работы данных мастеров дополнили живописные работы Анри Матисса, Пьера Боннара, Камиллы Клодель, Джованни Сегантини из собраний музеев Англии, Германии, Дании, Испании, Франции и США.
«В истории изучения импрессионизма есть ещё «слепые пятна», каким бы удивительным не было бы подобное утверждение. У каждого скульптора-импрессиониста было своё видение предмета, своя техника, во многом заимствованные в живописи, графике, гравюре», – говорит директор Штеделевского художественного института Филипп Демандт.
Знакомство с выставкой начинается с фигурки «14-летняя танцовщица» (1878-1881, частное собрание, Европа) Эдгара Дега. Именно данная работа положила начало импрессионизму в скульптуре. В основе скульптуры использовался воск: так скульпторы конца XIX-начала ХХ-го века постепенно отходили от академического мрамора, находя новые материалы для своих работ.
Далее следует обратить на произведения Рембрандта Бугатти, на его модели, выполненные в зоологических парках и садах Парижа и Антверпена. Животный мир для Бугатти – не зеркало человеческих свойств характера, скорее – по возможности точное отображение отличительных поз льва, пантеры или фламинго. На экспозиции можно увидеть и работы русско-итальянского скульптора Паоло Трубецкого. В них он большое значение придавал подвижной динамике одежды, прическе модели, как например в работе После бала (Аделаида Аурнхаймер, 1897, частное собрание, Лондон).
Финальным аккордом выставки стали работы Огюста Родена. В изображении французского классика Оноре де Бальзака (1892/93, частная коллекция, Лондон) скульптор отошел от академических требований, призывающих к возвеличиванию писателя. В Бальзаке Родена – честное и неприкрытое проявление черт лица и характера. Интерес Родена к проектированию поверхности скульптуры можно проследить на примере работы Голова Иоанна Крестителя (1878, Государственный кунстхалле, Карлсруэ), выполненный из терракотового пластика.
Выставка работает до 20 июня.
Марина АБРАМОВА