Выставка «Поэты России» открывается в Библиотеке им. А.П. Боголюбова

580

У традиции написания портретов российских литераторов славная история – начиная с портрета «создателя современного русского языка А.С. Пушкина» кисти Кипренского и до достаточно иллюстративной серии его же портретов, исполненных академиком Моисеенко.

Традиция эта имеет под собой достаточно веские причины – тут и «обожествление» пиитов на Руси, когда их слово подчас было единственно возможной честной реакцией на драматические события российской истории, и, как следствие, превращение поэтических текстов в «новое евангелие» даже для образованных людей. Это отношение к поэзии и её создателям сложилось еще в вполне благополучной России XIX века с её «золотой» порой в литературе, зарождением и расцветом «Серебряного века», с еще непоколебимым, казалось бы, самодержавием и великой победой над наполеоновским нашествием и славной историей освобождения крестьянства от позорного, в глазах просвещенных людей, рабства.

Теза и антитеза в сравнении исторических коллизий XIX и XX веков просто поразительна, часто напоминает специально срежиссированный фарс, а судьбы поэтов этих двух столетий и вовсе погружают нас в водевильное неистовство псевдогреческих трагедий.

Расцвет поэзии в начале обоих веков очевиден и причины их породившие схожи – и там, и там присутствовали «брожение умов» и яростное желание образованных кругов России свершить социальные изменения и построить новое справедливое общество. И в начале XIX и в первые годы XX веков в Россию пришли войны – они были одинаково никому не нужны, но вызвали неподдельный патриотический энтузиазм и неприкрытое сочувствие к проигравшим «декабристам» и их более успешным «наследникам» большевикам.

«Преследование» Пушкина царским режимом, подталкивание Чаадаева к философскому уходу от активной деятельности, показательная экзекуция поэтов-декабристов превращаются в эталон «отеческого попечения» со стороны мудрого царя Николая I, на фоне маниакального уничтожения лучших поэтов России в XX веке.

… – смертный список поэтов XIX века.

… – список пиитов, гонимых властью.

Гумилев, Мандельштам, Цветаева, Есенин, Маяковский… это смертный список XX века.

Ахматова, Бродский, Чичибабин… это неполный перечень поэтов, гонимых властью.

Некрасов и Высоцкий… Кому и как на русской земле хорошо живется основной рефрен в их творчестве. Удивительное сходство ухода из жизни, но какая любовь народная к Владимиру и, практически, забвение Николая.

Тютчев, Фет, Баратынский в 19 веке были поэтами «любви и жизни», в XX веке их наследниками и продолжателями были Тарковский, Чичибабин, Слуцкий, Рейн. Их судьбы ярки, но относительно стабильны.

Татьяна Кузьмина-Чугунова художник драматический, ей интересны трагические судьбы, сильные натуры, она поклонница «Большой» поэзии… Её «икона» – Бродский, её «мадонна» – Цветаева.

Трагический конец жизни Марины Цветаевой превратил ее знаковую фигуру русского поэтического Олимпа. А близость Елабуги, в котором она совершила суицид, к Чистополю, в котором Татьяна Кузьимна-Чугунова провела свое детство, и с которым связана прелюдия последних дней жизни поэтессы Марины Цветаевой… Периода, в котором друг Марины Борис Пастернак отвернулся от неё, стала решающим моментом в формировании личности будущего художника.

Неосознанно, хотя, в конце концов, и со всею определенностью для Татьяны выстроилась четкая иерархия российской поэзии XX века – главенство принадлежит Цветаевой и Бродскому. Самая трагическая судьба настигла Мандельштама и Гумилева. Самым «слабым звеном», людьми, не справившимися с новыми «социалистическими реалиями» были два врожденных диссидента Маяковский и Есенин – их поэзия была наиболее близка новому времени, которое их и погубило.

Картина, на которой объединены, казалось бы, несовместимые Брюсов, Маяковский и Пастернак, имеет очень точный посыл – неважно какой ты поэт, важно то, что для нового времени хороший живой поэт – это мертвый поэт! Надо быть реальным Демьяном Бедным или литературным Иваном Безродным, для того, чтобы власть безоговорочно приняла тебя в свои ряды – иначе смерть.

Бродский – узник системы времен СССР, поэт, создавший новый язык, человек разрушивший стену и вырвавшийся на свободу.

И, наконец, Владимир Высоцкий – по-настоящему народный поэт. Артист, не боящийся говорить правду. Так же, как и Татьяна, своими картинами напомнившая нам и о силе духа, и о превратностях судьбы, и о памяти

И, конечно, радует, тот факт, что портреты поэтов, постепенно обретают достойное место. Первые две картины о Марине Цветаевой «Разбитое небо» и «Реквием» отправляются в Елабугский музей-заповедник.

В завершении, специально для поклонников русской поэзии сообщаем:

3 апреля 2019 года в Библиотеке им. Боголюбова (Москва, Сущевская улица, д. 14) открывается выставка портретов «Поэты России». У зрителя появляется возможность оказаться перед «алтарём поэзии». В этот день, на вернисаже в библиотеке, в 19.00, гостям выставки откроются – прекрасная экспозиция, общение с художником Татьяной Кузьминой-Чугуновой и концертная программа её любимого поэта и современника Сергея Невского.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.