Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаВыставка «Поэты России» открывается в Библиотеке им. А.П. Боголюбова

Выставка «Поэты России» открывается в Библиотеке им. А.П. Боголюбова

У традиции написания портретов российских литераторов славная история – начиная с портрета «создателя современного русского языка А.С. Пушкина» кисти Кипренского и до достаточно иллюстративной серии его же портретов, исполненных академиком Моисеенко.

Традиция эта имеет под собой достаточно веские причины – тут и «обожествление» пиитов на Руси, когда их слово подчас было единственно возможной честной реакцией на драматические события российской истории, и, как следствие, превращение поэтических текстов в «новое евангелие» даже для образованных людей. Это отношение к поэзии и её создателям сложилось еще в вполне благополучной России XIX века с её «золотой» порой в литературе, зарождением и расцветом «Серебряного века», с еще непоколебимым, казалось бы, самодержавием и великой победой над наполеоновским нашествием и славной историей освобождения крестьянства от позорного, в глазах просвещенных людей, рабства.

Теза и антитеза в сравнении исторических коллизий XIX и XX веков просто поразительна, часто напоминает специально срежиссированный фарс, а судьбы поэтов этих двух столетий и вовсе погружают нас в водевильное неистовство псевдогреческих трагедий.

Расцвет поэзии в начале обоих веков очевиден и причины их породившие схожи – и там, и там присутствовали «брожение умов» и яростное желание образованных кругов России свершить социальные изменения и построить новое справедливое общество. И в начале XIX и в первые годы XX веков в Россию пришли войны – они были одинаково никому не нужны, но вызвали неподдельный патриотический энтузиазм и неприкрытое сочувствие к проигравшим «декабристам» и их более успешным «наследникам» большевикам.

«Преследование» Пушкина царским режимом, подталкивание Чаадаева к философскому уходу от активной деятельности, показательная экзекуция поэтов-декабристов превращаются в эталон «отеческого попечения» со стороны мудрого царя Николая I, на фоне маниакального уничтожения лучших поэтов России в XX веке.

… — смертный список поэтов XIX века.

… — список пиитов, гонимых властью.

Гумилев, Мандельштам, Цветаева, Есенин, Маяковский… это смертный список XX века.

Ахматова, Бродский, Чичибабин… это неполный перечень поэтов, гонимых властью.

Некрасов и Высоцкий… Кому и как на русской земле хорошо живется основной рефрен в их творчестве. Удивительное сходство ухода из жизни, но какая любовь народная к Владимиру и, практически, забвение Николая.

Тютчев, Фет, Баратынский в 19 веке были поэтами «любви и жизни», в XX веке их наследниками и продолжателями были Тарковский, Чичибабин, Слуцкий, Рейн. Их судьбы ярки, но относительно стабильны.

Татьяна Кузьмина-Чугунова художник драматический, ей интересны трагические судьбы, сильные натуры, она поклонница «Большой» поэзии… Её «икона» — Бродский, её «мадонна» — Цветаева.

Трагический конец жизни Марины Цветаевой превратил ее знаковую фигуру русского поэтического Олимпа. А близость Елабуги, в котором она совершила суицид, к Чистополю, в котором Татьяна Кузьимна-Чугунова провела свое детство, и с которым связана прелюдия последних дней жизни поэтессы Марины Цветаевой… Периода, в котором друг Марины Борис Пастернак отвернулся от неё, стала решающим моментом в формировании личности будущего художника.

Неосознанно, хотя, в конце концов, и со всею определенностью для Татьяны выстроилась четкая иерархия российской поэзии XX века – главенство принадлежит Цветаевой и Бродскому. Самая трагическая судьба настигла Мандельштама и Гумилева. Самым «слабым звеном», людьми, не справившимися с новыми «социалистическими реалиями» были два врожденных диссидента Маяковский и Есенин – их поэзия была наиболее близка новому времени, которое их и погубило.

Картина, на которой объединены, казалось бы, несовместимые Брюсов, Маяковский и Пастернак, имеет очень точный посыл – неважно какой ты поэт, важно то, что для нового времени хороший живой поэт – это мертвый поэт! Надо быть реальным Демьяном Бедным или литературным Иваном Безродным, для того, чтобы власть безоговорочно приняла тебя в свои ряды — иначе смерть.

Бродский – узник системы времен СССР, поэт, создавший новый язык, человек разрушивший стену и вырвавшийся на свободу.

И, наконец, Владимир Высоцкий – по-настоящему народный поэт. Артист, не боящийся говорить правду. Так же, как и Татьяна, своими картинами напомнившая нам и о силе духа, и о превратностях судьбы, и о памяти

И, конечно, радует, тот факт, что портреты поэтов, постепенно обретают достойное место. Первые две картины о Марине Цветаевой «Разбитое небо» и «Реквием» отправляются в Елабугский музей-заповедник.

В завершении, специально для поклонников русской поэзии сообщаем:

3 апреля 2019 года в Библиотеке им. Боголюбова (Москва, Сущевская улица, д. 14) открывается выставка портретов «Поэты России». У зрителя появляется возможность оказаться перед «алтарём поэзии». В этот день, на вернисаже в библиотеке, в 19.00, гостям выставки откроются – прекрасная экспозиция, общение с художником Татьяной Кузьминой-Чугуновой и концертная программа её любимого поэта и современника Сергея Невского.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru