12 сентября 2019 года в Музее Москвы откроется выставка «Собирая город», изучающая границы между персональными и музейными коллекциями.
Для Музея Москвы «Собирая город» — «хулиганский» проект и в то же время искренний и личный, показывающий музейную историю со скрытой, не парадной стороны. В рамках выставки впервые будут показаны самые необычные, а иногда и странные предметы фондов: диковинные оптические приборы, ордена и знаки отличия непривычных профессий и многое другое. Назначение некоторых экспонатов до сих пор неизвестно, но гости Музея Москвы смогут попробовать себя в роли исследователей и изучить прошлое по его артефактам.
Концепция экспозиции зародилась ещё два года назад, автор идеи и один из кураторов выставки — Алина Сапрыкина, бывший директор Музея Москвы.
Проект посвящён визионерской связи с миром вещей и тому, почему для современного музея так важны коллекционеры-одиночки. Ведь музейные фонды вырастают именно из коллекций их основателей — тех собирателей-индивидуалистов, которые находят нужный язык для описания привычной культуры через предметный мир.
Последним трендом в сегодняшней социальной практике становится осознанное потребление. Но феномен персонального коллекционирования провозглашает выпадение из социальных шаблонов, поведенческие странности, настойчивость и безапелляционность, нарочитую субъективность вкуса. Посетители увидят восемь персональных собраний, детально иллюстрирующих практики собирателей-одиночек. Среди экспонатов — «самодельный дизайн» Владимира Архипова, магнитофонные записи джаза Анатолия Перова, мейл-арт Ильи Семененко-Басина и разрисованные букинистические издания Дмитрия Цветкова. А также винтажная одежда от Александра Петлюры, оттепельный дизайн Артема Дежурко, старая техника Музея Индустриальной Культуры и «записки антиквара» Ираклия Месхия.
«Новый проект Музея Москвы показывает, как для музейной практики, ориентированной, прежде всего, на сохранение и демонстрацию уникального материального наследия, субъективизм свободного коллекционирования оказывается очень удобной тактикой, помогающей вести диалог с артефактами прошлого.
Независимость и индивидуальность современного собирательства работает с сознанием зрителя, «настраивая» его зрение на выделение особенного и своеобычного, невозможного для нынешнего мира супермаркета», – говорит куратор выставки Евгения Кикодзе.
Выставка открыта для посещения до 20 октября.
Бинокль театральный с телескопической ручкой Западная Европа. Конец XIX — начало XX века. Латунь, отделка белым перламутром. 10,0х6,5х3,8 см
Очки мотогонщика П. Никанорова. СССР. Вторая половина ХХ века. Стекло, резина. 17,0х9,0х5,4 см. Стекла в металлической и резиновой оправе, с ремешком
Портмоне с эмалевыми обложками Европа. Конец ХIХ — начало ХХ века. Бумага, эмаль, металл. 10,5х14,5 см
Сумка дамская Россия, середина XIX века. Бисер, металл, страз, вышивка