Выставка произведений академиков и художников-стажёров Творческих мастерских РАХ «Пауза созерцания» открывается в Царской башне Казанского вокзала

1028

20 апре­ля 2018 года в 15.00 в Цар­ской башне Казан­ско­го вок­за­ла (Москва, Ком­со­моль­ская пл., д. 2) состо­ит­ся откры­тие выстав­ки про­из­ве­де­ний ака­де­ми­ков и худож­ни­ков-ста­жё­ров мос­ков­ских твор­че­ских мастер­ских Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств, посвя­щен­ной 260-летию осно­ва­ния РАХ и 70-летию Твор­че­ских мастер­ских РАХ — «Пау­за созерцания». 

Твор­че­ские мастер­ские Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств – уни­каль­ное, не име­ю­щее ана­ло­гов, явле­ние в худо­же­ствен­ном обра­зо­ва­нии. Совре­мен­ные мастер­ские име­ют более чем полу­ве­ко­вую исто­рию – это осо­бая стра­ни­ца в ста­нов­ле­нии оте­че­ствен­но­го искус­ства, цен­ность рос­сий­ской и миро­вой куль­ту­ры. При вос­со­зда­нии Ака­де­мии худо­жеств в 1947 году, когда каче­ству худо­же­ствен­но­го обра­зо­ва­ния при­да­ва­лось осо­бое зна­че­ние, для наи­бо­лее успеш­ных выпуск­ни­ков инсти­ту­тов была преду­смот­ре­на воз­мож­ность про­дол­жить обу­че­ние под руко­вод­ством выда­ю­ще­го­ся масте­ра-ака­де­ми­ка. Твор­че­ские мастер­ские ста­ли под­лин­ной шко­лой для круп­ней­ших совре­мен­ных рос­сий­ских художников.

Выста­воч­ный про­ект помо­га­ет «взгля­нуть» на систе­му ака­де­ми­че­ско­го худо­же­ствен­но­го обра­зо­ва­ния (шко­ла-вуз-ака­де­мия) через приз­му твор­че­ских мастер­ских РАХ в Москве. В одном экс­по­зи­ци­он­ном про­стран­стве будут пред­став­ле­ны рабо­ты масте­ров – ака­де­ми­ков РАХ и рабо­ты их уче­ни­ков – ста­жё­ров, а на кон­крет­ных про­из­ве­де­ни­ях мож­но будет про­сле­дить пре­ем­ствен­ность прин­ци­пов ака­де­ми­че­ской шко­лы. Про­из­ве­де­ния авто­ров и фото­гра­фии учеб­но­го про­цес­са про­де­мон­стри­ру­ют зри­те­лю после­до­ва­тель­ность эта­пов ста­нов­ле­ния про­фес­си­о­наль­но­го мастера. 

В экс­по­зи­цию вой­дут более 200 про­из­ве­де­ний всех видов и жан­ров изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства – стан­ко­вая и мону­мен­таль­ная живо­пись, серии гра­фи­че­ских работ и печат­ная гра­фи­ка (офорт, лито­гра­фия, шел­ко­гра­фия), образ­цы книг рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры с иллю­стра­ци­я­ми и рабо­чи­ми мате­ри­а­ла­ми клас­си­ков оте­че­ствен­ной иллю­стра­ции, раз­но­об­раз­ные виды скульп­тур­ных про­из­ве­де­ний, теат­раль­но-деко­ра­ци­он­ное искус­ство и архи­тек­ту­ра. В спе­ци­аль­ном раз­де­ле демон­стри­ру­ет­ся обшир­ный ряд фото­гра­фий мастер-клас­сов пре­зи­ден­та Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств З.К.Церетели.

Выстав­ка пред­став­ля­ет про­из­ве­де­ния более 60 авто­ров. Сре­ди них рабо­ты выда­ю­щих­ся масте­ров рос­сий­ско­го искус­ства, сто­яв­ших у исто­ков фор­ми­ро­ва­ния твор­че­ских мастер­ских Е.А. Киб­ри­ка, бра­тьев А.П. и С.П. Тка­че­вых, Д.А. Шма­ри­но­ва, В.Е. Цига­ля, Н.А. Поно­ма­ре­ва, М.М. Курил­ко-Рюми­на, веду­щих оте­че­ствен­ных худож­ни­ков – совре­мен­ных руко­во­ди­те­лей твор­че­ских мастер­ских — Б.А. Мес­се­ре­ра, А.В. Цига­ля, А.Д. Шма­ри­но­ва, Е.Н. Мак­си­мо­ва, В.Н. Ржев­ско­го, круп­ней­ших рос­сий­ских худож­ни­ков — неко­гда выпуск­ни­ком мастер­ских, затем руко­во­ди­те­лей и педа­го­гов худо­же­ствен­ных ака­де­ми­че­ских инсти­ту­тов — Т.Т. Сала­хо­ва, А.А. Люба­ви­на, А.И. Рука­виш­ни­ко­ва, А.И. Тес­ли­ка, М.В. Пере­я­с­лав­ца, Б.А. Успен­ско­го, А.Б. Суво­ро­ва, В.Ю. Жел­ва­ко­ва, Б.Ф. Бель­ско­го, Н.В. Ворон­ко­ва, Д.А. Белю­ки­на, Д.Н. Сан­джи­е­ва, А.И. Мичри. Экс­по­зи­ция так­же зна­ко­мит с рабо­та­ми моло­дых, пер­спек­тив­ных авто­ров, сре­ди кото­рых З. Рза­ев, М. Гата­ул­ли­на, М. Смо­лья­ни­но­ва, Е. Воро­но­ва, К. Воро­но­ва, П. Бло­хин, К. Сопо­ва, Ю. Яку­ши­на, Е. Руден­ко, Е. Седо­ва, И. Седов, И. Орже­хов­ский, П. Люба­ев, М. Мала­шен­ко, Е. Дуб­ра­ви­на, Д. Луш­ни­ков, В. Мура­ше­ва и дру­гие. Это целый пласт совре­мен­ной худо­же­ствен­ной жиз­ни. Сво­им твор­че­ством моло­дые худож­ни­ки опре­де­ля­ют основ­ные тен­ден­ции раз­ви­тия рос­сий­ско­го искус­ства. Их ода­рен­ность, мастер­ство вопло­ще­ны в заме­ча­тель­ных про­из­ве­де­ни­ях, кото­рые вызо­вут несо­мнен­ный зри­тель­ский инте­рес и вни­ма­ние профессионалов.

Обу­че­ние в твор­че­ской мастер­ской предо­став­ля­ет моло­дым худож­ни­кам бес­цен­ную воз­мож­ность непо­сред­ствен­но­го живо­го обще­ния с масте­ром и широ­ко­го экс­пе­ри­мен­та по иссле­до­ва­нию и внед­ре­нию в совре­мен­ный худо­же­ствен­ный и обра­зо­ва­тель­ный про­цесс инно­ва­ци­он­ных тех­ник и тех­но­ло­гий. Худож­ни­ки, про­хо­дя­щие твор­че­скую прак­ти­ку в мастер­ских – актив­ные участ­ни­ки худо­же­ствен­ной жиз­ни, лау­ре­а­ты мно­гих пре­мий и наград. Каж­дая из мастер­ских име­ет свою исто­рию, тра­ди­ции и непо­вто­ри­мое лицо, ведь ее руко­во­ди­те­лем ста­но­вит­ся тот, кто обла­да­ет уни­каль­ным соче­та­ни­ем талан­та твор­ца и педагога.

Для зри­те­ля, при­вык­ше­го к изощ­рен­ной замыс­ло­ва­то­сти неко­то­рых совре­мен­ных арт-про­ек­тов, встре­ча с рабо­та­ми мастер­ской стан­ко­вой живо­пи­си леген­дар­ных бра­тьев-живо­пис­цев – ака­де­ми­ков РАХ, народ­ных худож­ни­ков СССР Алек­сея Пет­ро­ви­ча и Сер­гея Пет­ро­ви­ча Тка­че­вых спо­соб­на стать насто­я­щим откро­ве­ни­ем. Пол­но­кров­ная сила живо­пи­си, соч­ность кра­сок, пла­стич­ность маз­ка — буд­то вопло­ще­ние самой без­удерж­ной энер­гии жиз­ни. Исто­ри­че­ские полот­на, порт­ре­ты, натюр­мор­ты, пей­за­жи соста­вят осно­ву живо­пис­но­го раз­де­ла. Они реша­ют­ся моло­ды­ми худож­ни­ка­ми и в фор­мах тра­ди­ци­он­ной натур­ной живо­пи­си, автор­ский и зри­тель­ский инте­рес к кото­рой не осла­бе­ва­ет, и в совре­мен­ной сти­ли­сти­ке с харак­тер­ной для нее услов­но­стью, пла­сти­че­ски­ми обоб­ще­ни­я­ми, образ­ной и про­стран­ствен­ной ассоциативностью.

Отно­си­тель­но недав­но чис­ло мастер­ских попол­ни­лось мастер­ской мону­мен­таль­ной живо­пи­си. Ее руко­во­ди­те­лем стал ака­де­мик РАХ, народ­ный худож­ник РФ Евге­ний Нико­ла­е­вич Мак­си­мов – круп­ней­ший мастер мону­мен­таль­но­го искус­ства, выда­ю­щий­ся педа­гог, автор рос­пи­сей пра­во­слав­ных хра­мов во мно­гих стра­нах мира, в чис­ле кото­рых слож­ней­шая куполь­ная ком­по­зи­ция Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Москве. В усло­ви­ях актив­но­го про­цес­са вос­со­зда­ния и стро­и­тель­ства хра­мов в Рос­сии и за рубе­жом, осо­бой вос­тре­бо­ван­но­сти про­фес­си­о­на­лов высо­ко­го уров­ня, вос­пи­тан­ни­ки Е.Н.Максимова успеш­но рабо­та­ют в обла­сти цер­ков­но­го искус­ства. Вме­сте с тем, худож­ни­ки мастер­ской созда­ют яркие и ори­ги­наль­ные про­из­ве­де­ния в самых раз­ных видах, тех­ни­ках и направ­ле­ни­ях искус­ства. Экс­по­зи­ция, преж­де все­го, пора­жа­ет широ­чай­шим диа­па­зо­ном и сво­бо­дой твор­че­ских поис­ков, в оче­ред­ной раз, дока­зы­вая, что истин­ная ака­де­ми­че­ская шко­ла не ско­вы­ва­ет, а рас­кре­по­ща­ет воз­мож­но­сти худож­ни­ка, делая их поис­ти­не безграничными. 

Мастер­скую гра­фи­че­ско­го искус­ства под руко­вод­ством тон­чай­ше­го пей­за­жи­ста и масте­ра книж­ной гра­фи­ки ака­де­ми­ка РАХ, народ­но­го худож­ни­ка РФ Алек­сея Демен­тье­ви­ча Шма­ри­но­ва отли­ча­ет бла­го­род­ство сдер­жан­ных реше­ний, ари­сто­кра­тич­ность форм и глу­би­на содер­жа­тель­но-пла­сти­че­ских поис­ков. В орга­ни­за­ции и оформ­ле­нии книж­но­го про­стран­ства в зави­си­мо­сти от постав­лен­ной зада­чи царит либо клас­си­че­ская ясность, либо сме­лый дух экс­пе­ри­мен­та. Худож­ни­ки с изя­ще­ством и лег­ко­стью созда­ют гар­мо­нич­ные гра­фи­че­ские обра­зы книг само­го широ­ко­го диа­па­зо­на — от клас­си­ки до дет­ской лите­ра­ту­ры. На выстав­ке пред­став­ле­ны эски­зы и эстам­пы к про­из­ве­де­ни­ям Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на и Роме­на Рол­ла­на – извест­ней­ше­го гра­фи­ка, иллю­стра­то­ра и живо­пис­ца, ака­де­ми­ка АХ СССР, Народ­но­го худож­ни­ка СССР Евге­ния Адоль­фо­ви­ча Киб­ри­ка, когда-то руко­во­див­ше­го твор­че­ской мастер­ской гра­фи­ки. Гра­фи­че­ский раз­дел тра­ди­ци­он­но заво­ра­жи­ва­ю­ще раз­но­об­ра­зен: цвет­ная и моно­хром­ная лито­гра­фия, офорт, шел­ко­гра­фия, рабо­ты в тех­ни­ке аква­ре­ли, пасте­ли, каран­даш­но­го рисун­ка, рисун­ка углём. Моло­дые масте­ра обра­ща­ют­ся к худо­же­ствен­но­му осмыс­ле­нию исто­рии, совре­мен­ной жиз­ни, иллю­стри­ру­ют про­из­ве­де­ния рус­ской и миро­вой литературы.

Скульп­ту­ра, выпол­нен­ная в сте­нах мастер­ской ярко­го пред­ста­ви­те­ля заме­ча­тель­ной твор­че­ской дина­стии, ака­де­ми­ка РАХ, народ­но­го худож­ни­ка РФ Алек­сандра Вла­ди­ми­ро­ви­ча Цига­ля, сви­де­тель­ству­ет о высо­ко­про­фес­си­о­наль­ном вла­де­нии пла­сти­че­ским язы­ком и сво­бо­де твор­че­ско­го мыш­ле­ния. И в порт­ре­те, и в тема­ти­че­ских ком­по­зи­ци­ях худож­ни­ки стре­мят­ся к выра­зи­тель­но­сти и глу­бине пере­да­чи обра­за. Совре­мен­ная пла­сти­ка под­черк­ну­то архи­тек­то­нич­на, сво­бод­на в обоб­ще­нии и транс­фор­ма­ции фор­мы, что про­дик­то­ва­но поис­ком пре­дель­но точ­но­го выра­же­ния замысла. 

Ори­ги­наль­ные, часто неожи­дан­ные худо­же­ствен­ные реше­ния пред­ла­га­ют моло­дые масте­ра сце­но­гра­фии. Под руко­вод­ством зна­ме­ни­то­го Бори­са Мес­се­ре­ра — народ­но­го худож­ни­ка РФ и ака­де­ми­ка РАХ, — воз­глав­ля­ю­ще­го теат­раль­но — деко­ра­ци­он­ную твор­че­скую мастер­скую ста­жё­ра­ми раз­ра­бо­та­ны эски­зы деко­ра­ций, костю­мов и маке­ты к спек­так­лям, часть из кото­рых уже постав­ле­ны на теат­раль­ной сцене. 

Зна­ком­ство с дан­ной экс­по­зи­ци­ей будет инте­рес­но, как широ­ко­му кру­гу люби­те­лей изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства, так и спе­ци­а­ли­стам, посколь­ку предо­став­ля­ет ред­кую воз­мож­ность загля­нуть в твор­че­скую лабо­ра­то­рию худож­ни­ка, узнать о резуль­та­тах таин­ствен­но­го про­цес­са рож­де­ния боль­шо­го мастерства.

Пуб­ли­ку­ет­ся по мате­ри­а­лам ака­де­ми­ка РАХ Марии Вяжевич

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.