Выставка санкт-петербургского художника Игоря Шаймарданова «Деревенский Пушкин» открывается в Ульяновском художественном музее

256

18 апреля 2019 года в Музее А.А. Пластова (г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 16) состоится открытие персональной выставки санкт-петербургского художника Игоря Шаймарданова «Деревенский Пушкин» (ранее мы уже публиковали некоторые работы художника – – прим. ред.). В экспозиции будет представлено 47 произведений автора.

Игорь Шаймарданов с 2000 года создает пушкинские серии, неожиданные с точки зрения сюжета. В каждой серии за кажущейся некой простотой проглядываются огромные знания о жизни поэта и о его личности.

«Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, – признается Игорь Дмитриевич в одном интервью, – но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. Все просто, без фантасмагорий и заумствований. В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего….».

В серии «Деревенский Пушкин» поэт представлен в ряду с какими-то мемами, стереотипными слоганами, отточенными временем понятиями – это очень интересно с точки зрения лучшей визуализации наших представлений о Пушкине и о нашей культуре.

Пушкин здесь не символ. Он – деревенский житель, простой и чуть наивный, он – сказочный герой: то ли Иванушка то ли царевич, которому служит не только серый волк, а все герои так или иначе служат, точнее, подыгрывают ему.

Создав эту условную среду для «солнца русской поэзии», художник прячет Пушкина в мир безопасный, полный любви, юмора. Игорь Шаймарданов пытается спасти Александра Сергеевича, увести его подальше от Черной речки, вывести из тупика предпоследних дней, показав поэту, сколько еще в жизни возможностей быть счастливым. Банька, кони в ночном, русалка на ветвях, ночные свидания с деревенскими красавицами.

Наивный стиль «деревенской пушкинианы» не обманет даже пушкиноведов. В каждой серии за кажущейся некой простотой проглядываются огромные знания о жизни поэта и о его личности. Пушкин остается солнцем, которое освещает своим присутствием деревеньки, леса и сенокосы.

Послевкусие этой сюжетной выставки прекрасно. Условное вмешательство, изменение сюжетной линии нашего гениального и любимого поэта – конечно, игра, но такая добрая и счастливая игра.

Завершит свою работу выставка 6 мая 2019 года.

Для справки:

Игорь Дмитриевич Шаймарданов родился в 1964 году в городе Камбарка. После окончания художественной школы в Нефтекамске, продолжил образование в художественном училище Йошкар-Олы. В 1991 году защитил диплом сценографа в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. С 1989 работает как театральный художник. Оформил более 40 спектаклей. Провел около 50 персональных выставок. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей. Художник любит сказочно-лубочную технику и считает себя профессиональным примитивистом.

Работы художника находятся в «Фонде современного искусства» (Санкт-Петербург); Всероссийском музее-заповеднике «Михайловское» (Пушкинские Горы); Музее-квартире А.С. Пушкина (Санкт-Петербург); Музее А.С. Пушкина (Москва); «Музее-квартире В.В. Набокова» (Санкт-Петербург); Бизнес-центре «Нептун» (Санкт-Петербург); Галерее «Гильдия Мастеров» (Санкт-Петербург) и в частных собраниях.

В 2012 году вышел альбом И. Шаймарданова «Александру Сергеевичу хорошо!», в котором собраны все «пушкинские циклы», созданные более чем за 10 лет.