Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» в залах МВК РАХ

492

Российская академия художеств и Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева представляют выставку «Шестидесятники. Тюркский романтизм». Экспозицию, развернутую в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, д. 19) составят более 50 произведений живописи, графики и скульптуры, представляющих творчество художников 1960-х годов из собрания Музея (Алматы, Казахстан).

Сыдыханов Абдрашит. Знак «Коркыт-Ата»

Вторая половина 1960-х годов для казахской живописи явилась временем поиска новых идей, обозначения национальной самобытности. Группа молодых и амбициозных художников, в которую входили Салихитдин Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогусбаев, Бахтияр Табиев, Абдрашит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек Нуржумаев и другие бросили вызов устоявшимся критериям в изобразительном искусстве Казахстана. Несмотря на то, что многие из этих художников получили академическое образование в Москве и Ленинграде, творческие устремления поколения «шестидесятников» были направлены на создание самобытного «национального» стиля и укрепление национальной художественной школы.

В поисках адекватного изобразительного языка и стиля эти художники опирались на традиции этнокультурного наследия кочевых племён, что выразилось в освоении и интерпретации принципов народного творчества, использовании декоративности цвета, плоскостности пространства, монументальности форм, эпичности образов, традиций восточной миниатюры. Также большую роль сыграло и их увлечение монументальной мексиканской живописью ХХ века.

Салихитдин Айтбаев. Молодые казахи

Принципиальная суть подобных поисков четко выразилась в творчестве Салихитдина Айтбаева (1937-1994), работа которого «Счастье» стала одним из самых крупных открытий на Всесоюзной выставке молодых художников в московском «Манеже» в 1966 году. В ней емко и обобщенно была выражена идея национального мировосприятия, благодаря чему эта картина стала программным произведением для последующих поколений. Интерпретацию кочевой культуры, стремление пластически выразить особенности ее философского миропонимания, Айтбаев воплотил в трех произведениях, созданных во второй половине 60-х годов – «Счастье» (1966), «Молодые казахи» (1967), «Гость приехал» (1969), которые, принесли ему широкую известность.

Али Дужсупов. Деревья в осеннем наряде

Его предшественник Али Джусупов (1928-1976) и сподвижники Оралбек Нуржумаев (1938-1996), Шаймардан Сариев (1937-1988), Токболат Тогузбаев (1940-1996) также вели поиски ясного языка живописи. Их произведениям свойственны декоративность цветовых сочетаний, статика поз и невозмутимость лиц. Эти художники воспевали силу и энергию традиционной культуры, которая для них всегда была актуальна. Полотна Бахтияра Табиева (1940-1999) «Утро в Кегене», «Базар» и «На окраине Муйнака» демонстрируют увлеченность художника изображением традиционной жизни. В постоянном обновлении традиционного, веками сложившегося уклада жизни казахского народа он стремится увидеть и передать в своих живописных произведениях непреходящую ценность и красоту.

А вот творчество романтического пейзажиста Жанатая Шарденова (1927-1992) сформировалось под влиянием французских импрессионистов, с работами которых он познакомился в музеях Ленинграда во время учебы. Его пейзажи, написанные крупным живописным рельефом, составляют одну из ярких страниц казахстанского искусства.

Тулеген Досмагамбетов. Алма-Ата

Тулеген Досмагамбетов. Валиханов

В развитии скульптуры этого периода также наблюдается несколько направлений. Появление композиционной пластики и разнообразные возможности развития формы в пространстве хорошо отражены в работах Тулегена Досмагамбетова (1940-2001), Ольги Прокопьевой (1940-2018) и Вагифа Рахманова (р. 1940), получивших академическое художественное образование в Москве и Ленинграде. В 1970-х годах из столицы вернулся скульптор Еркин Мергенов (1940-2015), который придавал особое значение выбору модели и эстетике форм. И если в произведениях Рахманова превалирует лирико-поэтическое начало, то Мергенов стремится к острым пластическо-образным обобщениям, раскрывающим сложные, часто драматические коллизии развития общества.

В 60-е годы активно развивается оригинальная графика Казахстана. Излюбленные техники казахстанских графиков – линогравюра, офорт, литография. Макум Кисамединов (1939-1984), Исатай Исабаев (1936-2007) и Адил Рахманов (1942-1997) в своих станковых композициях и книжных иллюстрациях актуализируют образы народных героев, реальных и мифических, с помощью экспрессии форм и монтажа сюжетов. Борис Пак (1935-1992), известный своими энергичными линогравюрами, создает замечательные акварельные иллюстрации к сказкам Андерсена.

Творчество художников-шестидесятников считается расцветом художественной мысли в Казахстане. «Дети оттепели», как их тогда называли, отказывались от устоявшихся канонов и создавали собственный уникальный язык и стиль в искусстве.

Токболат Тогусбаев. Натюрморт с арбузом

«Диалог культур, укрепление культурных взаимосвязей между Казахстаном и Россией весьма важны для полноценного функционирования искусства, творческого роста художников, обмена опытом между культурными институциями, каковыми являются музеи и академии. Это дает новый импульс для плодотворного труда, взаимообогащения и осмысления путей дальнейшего развития», – отметила директор Музея им. Кастеева, профессор Гульмира Шалабаева.

6 марта 2019 года, в 15.00, в рамках выставки пройдёт круглый стол, посвященный культурным взаимоотношения между Республикой Казахстан и Россией.

Модератор Клара Исабаева – пресс секретарь Музея им. А. Кастеева.

Участники: директор Музея, доктор наук, профессор Шалабаева Гульмира Кенжеболатовна; ведущий научный сотрудник Музея Мукажанова Кульжазира Жумадильевна; научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, кандидат искусствоведения Юшкова Ольга Артуровна и другие специалисты.