Выставка «Заповедная Русь» открыта для посещения в МВК РАХ

663

С 17 и до 28 июня 2020 года включительно выставку можно посетить бесплатно, но с соблюдением всех санитарных норм и социальной дистанции, а также наличия на посетителях музея маски и перчаток.

В Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели по инициативе Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) открывается выставка «Русь Заповедная», приуроченная к 400-летию со дня рождения священномученика Протопопа Аввакума. Празднование этого события официально признано на государственном уровне указанием Президента РФ, изданным в 2016 году. В экспозиции представлено около 50 живописных произведений, посвященных истории и современности старообрядчества в России.

«Обращение к старому – это не отказ от нового, это новое понимание старого. Это не задержка в развитии, какой была бы простая приверженность к старому, а скачок вперед… Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это деятельная память человечества, активно введенная в современность».

Академик Д.С. Лихачев

Все художники-участники выставки являются представителями древних старообрядческих родов или прихожанами Русской православной старообрядческой церкви. Это такие авторы, как академик РАХ, народный художник России Д.А. Белюкин, академик РАХ, заслуженный художник России О.А. Леонов, академик РАХ, заслуженный художник России Е.В. Ромашко, член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России Д.А. Слепушкин, художники Д. Гусев, Л. Милованов, Ф. Москвитин. Координатором проекта выступил член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России О.И. Молчанов.

Протопоп Аввакум – самый яркий и влиятельный идеолог старообрядчества и лидер «ревнителей древнего благочестия», не принявших в XVII веке церковные реформы патриарха Никона. Его самоотверженность, верность своим убеждениям, мужественная защита своих взглядов перед людьми, наделенными властью, оказали широкое влияние на современников и до сих пор вдохновляют последователей, наследников строгой и аскетической культуры старообрядчества.

Ряд участников выставки (О. Молчанов, Д. Слепушкин, Д. Гусев, Л. Милованов, Ф. Москвитин) принадлежат к кругу художников Рогожской заставы, с XVII являющейся духовным центром и средоточием жизни всего московского старообрядчества. В настоящее время здесь находится митрополия РПСЦ (Русской православной старообрядческой церкви). Вдохновленные особым бытом и строем жизни, обрядами и условиями, которые трепетно сохранялись в общине испокон веков в их первозданном виде, живописцы старались воссоздать образ Рогожской заставы как «хранительницы старых заветов».

Художники продолжают традиции русской реалистической пейзажной живописи и создают лирический образ России, тонко передавая поэзию родной природы. К представленным на выставке полотнам по праву можно отнести слова писателя В. Распутина – «чистые, добрые, спокойные, тихие, располагающие к размышлению, к молитве, к пониманию глубоких истин».

Л. Милованов. Митрополит Корнилий. 2019 год

Е. Ромашко. Изборск. 2018 год

О. Леонов. Перед грозой. 1998 год

Д. Слепушкин. Палаты купца Опарина. 2015 год

Д. Белюкин. Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Риге. 2006 год

Ф. Москвитин. Минин и Пожарский. 1612 год. Работа 2009 года

О. Молчанов. Тропарь Воскресению Христову. 2015 год

Д. Гусев. Старообрядка. 2018 год

Выставка «Заповедная Русь» позволяет зрителю проникнуть в замкнутый мир старообрядческой общины, с его ее богатейшей культурной традицией и духовной историей. Живописные интерьеры храмов, запечатленные сцены богослужений, праздничные наряды жителей старообрядческой общины, фрагменты домашнего быта и пейзажи святых мест – все эти сюжеты, собранные в едином выставочном пространстве, дают возможность представить современную жизнь старообрядцев.

Обратите внимание! – Торжественное открытие выставки пройдёт в онлайн-формате и будет представлено на сайте и социальных сетях РАХ.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.