Выставочный проект «Наполеон. Жизнь и судьба» дополнят эскизы костюмов к фильму

278

Выставочный проект «Наполеон. Жизнь и судьба», приуроченный к 250-летию Бонапарта, дополнит еще одна очень редкая коллекция – «Эскизы костюмов Александра Николаевича Бенуа к фильму Абеля Ганса «Наполеон» (1927). Собрание, включающее 39 акварелей, принадлежит учредителю музея, меценату Кристоферу Муравьеву-Апостолу и будет представлено в Москве впервые. Выставка в Музее-Усадьбе Муравьевых-Апостолов продлится до 15 августа 2019 года.

В биографических источниках о деятельности Александра Бенуа в кино сведений практически нет. Эти работы словно затерялись в огромном наследии Александра Бенуа, выдающегося человека своей эпохи. Художник, историк искусства, художественный критик, основатель объединения «Мир искусства», – А. Бенуа в своем творчестве был тесно связан с театром. К работе в кино его привлек в 1926 году французский режиссер Абель Ганс, задумавший грандиозную эпопею о Наполеоне. Опыт театрального художника и глубокое знание им французской истории способствовали творческому союзу. К тому времени Александр Бенуа, до этого много работавший во Франции, окончательно эмигрирует из Советского Союза и принимает предложение режиссера.

«Жизнь показывает, что подобное притягивается к подобному. Когда мы впервые пришли в Музей-усадьбу Муравьевых-Апостолов со своей идеей, я не знал, что Кристофер – обладатель таких чудных произведений,– говорит автор проекта «Наполеон. Жизнь и судьба» Александр Вихров. – Фильм Абеля – это, по сути, первое появление образа Бонапарта в кино, и размах картины соответствовал масштабу личности ее героя. Радует, что наш проект украсит еще одна замечательная история, связанная с Россией, ведь в составе съемочной группы вместе с Александром Бенуа работал оператор Николай Топорков, а роль Наполеона в детстве превосходно сыграл Владимир Руденко».

Для справки:

Историческую киноэпопею «Наполеон» французский режиссер и актер Ганс Абель снял в 1927 году. Фильм был задуман как трилогия, но на другие части режиссер не смог найти средств. Это был один из самых дорогостоящих и новаторских проектов эпохи немного кино – впервые в мире была применена технология панорамного кино, которое снималось одновременно на три кинопленки. Были организованы массовые сцены, построены декорации, использовался тройной экран.

Выставка «Наполеон. Жизнь и судьба» включает более 200 уникальных предметов, раскрывающих взаимоотношения Наполеона с Россией. Посетителю предлагается посмотреть впервые на Наполеона с двух сторон — не только, как на противника, но и человека, который до войны всячески пытался подружиться, даже породниться с Россией.