Выставочный проект «Школа художника. Творческие мастерские Российской академии художеств» открывается в РАХ

901

18 декабря 2019 года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, д. 19) состоится открытие первой масштабной экспозиции долгосрочного выставочного проекта «Школа художника. Творческие мастерские Российской академии художеств». Проект призван представить современную академическую школу – систему подготовки мастеров изобразительного искусства, направленную на сохранение профессионального художественного образования и целостности комплекса его этапов: школа-вуз-академия.

Экспозицию составят более 200 работ около 80 авторов: руководителей, стажеров и выпускников творческих мастерских в Москве – крупнейших и совсем молодых российских художников. Это произведения всех видов и жанров изобразительного искусства – станковая и монументальная живопись, серии графических работ и печатная графика (офорт, литография, шелкография), книжная иллюстрация, разнообразные виды скульптурных произведений, театрально-декорационное искусство и архитектурные проекты.

Творческие мастерские Российской академии художеств – уникальное, не имеющее аналогов, явление в художественном образовании. Современные мастерские имеют более чем полувековую историю – это особая страница в становлении отечественного искусства, ценность российской и мировой культуры. При воссоздании Академии художеств в послевоенные годы, когда качеству художественного образования придавалось особое значение, для наиболее успешных выпускников институтов, прошедших конкурсный отбор, была предусмотрена возможность продолжить обучение под руководством выдающегося мастера-академика. Творческие мастерские – высшая ступень подготовки, своего рода аспирантура при Российской академии художеств, стали подлинной школой для крупнейших современных российских художников. В настоящее время действуют академические творческие мастерские в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске.

Живое общение с мастером-академиком дает не только возможность передачи накопленного опыта, но и представляет безграничный диапазон эксперимента по исследованию и внедрению в творческую практику новых идей и технических решений.

Академические мастерские созданы в 1947 году Постановлением Совета Министров СССР № 2782 «О преобразовании Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР». Наряду с мастерскими в структуру Академии были включены: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде со средней художественной школой, Московский государственный художественный институт, а также аспирантура по различным видам изобразительного искусства, библиотека и музей. В дальнейшем в Академию была включена средняя художественная школа в Москве.

Таким образом, была создана система художественного образования, при которой академики курировали будущих художников начиная со школьного возраста и до выпуска из творческих мастерских высокопрофессиональных специалистов различных творческих направлений.

Несмотря на послевоенную разруху, руководство страны понимало необходимость формирования единого центра, координирующего и изучающего развитие изобразительного искусства. Особое значение придавалось художественному образованию и воспитанию. Был сохранен уникальный опыт профессиональной подготовки и формирования творческой индивидуальности, а также подготовки мастеров-исполнителей в сфере формовки и точечного увеличения скульптуры, искусства мозаики, технологии художественных, живописных, скульптурных и графических материалов.

Сегодня Российская академия художеств стремится не только сохранить, но и развить многолетний опыт взаимодействия общества и творца, в том числе и посредством такой формы художественной практики как «творческая мастерская». Итогом пребывания художника в творческой мастерской является отчетная работа в виде живописного полотна, скульптурной композиции или графической серии, содержащая новый художественный образ, так как молодое поколение смотрит на мир по-новому.

Многовековая академическая культура, которую молодой автор «впитывает» за время обучения в художественной школе и ВУЗе, дает глубину внутреннего содержания образов, который он создает. Причем не важно – делает автор фигуративную композицию или абстракцию. Художественный образ – это язык форма мышления. Произведения искусства влияют на формирование эстетических и этических норм, задают параметры самоиндефикации общества и отражают новые тенденции окружающего мира. В этом заключена социальная функция, как отдельной мастерской так и Академии в целом.

Выставочный проект «Школа художника» подтверждает целесообразность сохранения за Академией целостной системы художественного образования «школа-вуз-академия», а также необходимость воссоздания в полном объеме структуры подготовки мастеров творчески-исполнительских специальностей: формовка и литье скульптуры, производство смальты, создание крупноформатных мозаик, искусство фрески и ряду других художественных профессий.

В проекте представлены следующие мастерские в Москве:

  • Творческая мастерская живописи, руководители академики РАХ, народные художники СССР Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачевы.
  • Творческая мастерская графики, руководитель академик РАХ, народный художник РФ Алексей Дементьевич Шмаринов.
  • Творческая мастерская монументальной живописи, руководитель академик РАХ, народный художник РФ Евгений Николаевич Максимов.
  • Театрально-декорационная творческая мастерская, руководитель академик РАХ, народный художник РФ Борис Асафович Мессерер.
  • Творческая мастерская скульптуры, руководитель академик РАХ, народный художник РФ Александр Владимирович Цигаль.
  • Творческая мастерская архитектуры, руководитель академик РАХ, заслуженный архитектор РФ Валерий Николаевич Ржевский.

На выставке демонстрируются произведения нескольких последних лет «Учителей» академиков и «Учеников» художников – стажеров – сегодня уже состоявшихся авторов, многие из которых преподают в вузах, лицеях, студиях, продолжая тем самым традиции профессионального художественного образования. Среди них педагоги МГАХИ им. В.И. Сурикова П. Блохин, Е. Воронова, К. Воронова, Д. Лушников, И. Деткова, Е. Погорелов, мастер офорта и педагог М. Смольянинова и других. Неотъемлемой частью современной художественной жизни стало творчество скульпторов А. Дмитриева, И. Коротченко, художников-монументалистов К. Соповой, К. Стекольщиковой и многих других молодых авторов.

Экспозиция поражает широким диапазоном и свободой творческих поисков, в очередной раз, доказывая, что истинная академическая школа не сковывает, а раскрепощает возможности художника, делая их поистине безграничными. Историческая живопись и жанровые композиции, серии портретов современников, пейзажи и натюрморты, фресковая живопись, мозаика, скульптурные портреты и фигуративные композиции, анималистика, серии печатной графики, сценография и эскизы костюмов, архитектурные проекты для Крайнего Севера и для городов Юга России. Это не полный перечень художественных форм представленных на выставке.

Знакомство с данной экспозицией, безусловно, будет интересно, как широкому кругу любителей изобразительного искусства, так и специалистам, поскольку представляет возможность заглянуть в таинственные процессы зарождения большого мастера.

Выставка работает до 19 января 2020 года.

Текст подготовлен на основе материала заведующего творческими мастерскими Российской академии художеств А.А. ТРОШИНА

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.