Авторский вечер, посвященный 100-летию Галины Уствольской пройдёт в Консерватории им. П.И. Чайковского

571

В этом году ком­по­зи­то­ру Галине Устволь­ской испол­ни­лось бы сто лет. Мно­гие сочи­не­ния уче­ни­цы Дмит­рия Шоста­ко­ви­ча дол­гое вре­мя не испол­ня­лись и под­вер­га­лись рез­кой кри­ти­ке, осуж­да­лись за эли­тар­ность и рез­кость зву­ча­ния. В одном из интер­вью она гово­ри­ла: «У меня абсо­лют­но свой мир и я пони­маю всё по-сво­е­му. И слы­шу, и вижу, и посту­паю не так, как все люди. Я живу сво­ей оди­но­кой жиз­нью». И дей­стви­тель­но, Гали­на Ива­нов­на вела закры­тый образ жиз­ни, ее музы­ка не была извест­на широ­кой публике.

Ренес­санс Гали­ны Устволь­ской воз­ник в 1990‑е годы и про­дол­жа­ет­ся до сих пор. На вече­ре-посвя­ще­нии в Малом зале твор­че­ство ленин­град­ско­го ком­по­зи­то­ра будет пред­став­ле­но раз­лич­ны­ми жан­ра­ми. «Хва­леб­ная песнь» для хора маль­чи­ков, четы­рех труб, трех удар­ных и фор­те­пи­а­но на сло­ва Сер­гея Давы­до­ва — сво­е­го рода кан­та­та-ора­то­рия, про­слав­ля­ю­щая мир без вой­ны, где сра­зу же после вступ­ле­ния голо­са соли­стов скан­ди­ру­ют: «Мир!» В ком­по­зи­ции № 1 «Dona nobis pacem» необыч­ное соче­та­ние инстру­мен­тов — флей­та-пик­ко­ло, туба и фор­те­пи­а­но — слов­но выра­жа­ет дис­гар­мо­нию окру­жа­ю­ще­го мира.

Отдель­ную область твор­че­ства Устволь­ской состав­ля­ют Сона­ты для фор­те­пи­а­но. На кон­цер­те про­зву­чат три сона­ты, каж­дая из кото­рых демон­стри­ру­ет ори­ги­наль­ный под­ход авто­ра к это­му жан­ру. Сона­та №2 — обра­зец «сво­бод­ной» музы­ки (в пар­ти­ту­ре нет так­то­вых черт), где тра­ги­че­ское напря­же­ние I части сме­ня­ет дина­ми­че­ская энер­гич­ная II часть. Чет­вер­тая сона­та Устволь­ской, пожа­луй, самая необыч­ная из всех шести: по сти­лю ее музы­ка отча­сти напо­ми­на­ет импрес­си­о­низм. Сле­ду­ю­щая, Пятая фор­те­пи­ан­ная сона­та и вовсе напи­са­на в деся­ти раз­де­лах, где кон­траст меж­ду каж­дым из них мак­си­маль­но сглажен.

И, нако­нец, Сона­та для скрип­ки и фор­те­пи­а­но — тра­ги­че­ский, слов­но поту­сто­рон­ний диа­лог, кото­рый застав­ля­ет вспом­нить сло­ва ком­по­зи­то­ра Бори­са Тищен­ко, ска­зан­ные о музы­ке Устволь­ской: «Здесь нет ниче­го веч­но-жен­ствен­но­го. Это — сгу­сток муже­ствен­но­сти, воли и суро­во­го духа, бес­по­щад­но отсе­ка­ю­ще­го всё лиш­нее». Куль­ми­на­ци­ей кон­цер­та ста­нет Сим­фо­ния № 5 «Amen» — гран­ди­оз­ное сим­фо­ни­че­ское полот­но для скрип­ки, гобоя, тру­бы, тубы и соли­ста на текст Молит­вы Гос­под­ней, где испол­ни­тель будет играть на дере­вян­ном кубе, выпол­нен­ном по чер­те­жам Уствольской.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.