Иоганн Себастьян Бах и французский романтизм

257

17 янва­ря 2021 года в собо­ре Свя­тых Пет­ра и Пав­ла прой­дет кон­церт «Иоганн Себастьян Бах и фран­цуз­ский роман­тизм». В вече­ре при­мет уча­стие титу­ляр­ный орга­нист Кафед­раль­но­го собо­ра Кали­нин­гра­да лау­ре­ат меж­ду­на­род­ных кон­кур­сов Евге­ний Авра­мен­ко. В про­грам­ме кон­цер­та про­из­ве­де­ния Иоган­на Себастья­на Баха, Сеза­ра Фран­ка, Лео­на Боэль­ма­на, Луи Лефе­бюр-Вели и Алек­сандра Гильмана. 

Евге­ний Авра­мен­ко с 2016 года зани­ма­ет пост титу­ляр­но­го орга­ни­ста в Кафед­раль­ном собо­ре Кали­нин­гра­да, где нахо­дит­ся самый боль­шой орган в Рос­сии. Он не толь­ко бли­ста­тель­ный солист, а истин­ный энту­зи­аст, кото­рый ста­ра­ет­ся как мож­но боль­ше людей увлечь в мир орган­ной музы­ки и влю­бить в этот уди­ви­тель­ный инстру­мент: Евге­ний еже­год­но про­во­дит фести­ва­ли и ведет круп­ней­ший рос­сий­ский пор­тал об орган­ном искус­стве. В Москве на исто­ри­че­ском органе Кафед­раль­но­го собо­ра свв. Пет­ра и Пав­ла он испол­нит клас­си­ку орган­но­го репер­ту­а­ра барок­ко и роман­тиз­ма, объ­еди­нив в одной про­грам­ме извест­ные сочи­не­ния И. С. Баха и вели­ких фран­цуз­ских романтиков. 

Бахов­ская часть про­грам­мы откро­ет­ся Пас­са­ка­ли­ей и фугой до минор. Взяв в каче­стве «кир­пи­чи­ка» четы­ре так­та из мес­сы фран­цуз­ско­го ком­по­зи­то­ра Андре Резо­на, Бах создал вели­че­ствен­ное зву­ко­вое «зда­ние», кото­рое спра­вед­ли­во счи­та­ет­ся одним из его луч­ших тво­ре­ний и по пра­ву вхо­дит в золо­той фонд миро­вой музы­каль­ной куль­ту­ры. Как вели­чай­ший музы­каль­ный живо­пи­сец Бах пред­ста­ет в трех хораль­ных пре­лю­ди­ях на тему рож­де­ствен­ско­го гим­на «Nun komm der Heiden Heiland» («Гря­ди, языч­ни­ков спа­си­тель»). Они созда­ны в послед­нее деся­ти­ле­тие жиз­ни ком­по­зи­то­ра для сбор­ни­ка «Восем­на­дцать боль­ших Лейп­циг­ских хоралов». 

Бах был иде­а­лом ком­по­зи­то­ров фран­цуз­ской орган­ной шко­лы XIX века. Это ощу­ща­ет­ся в музы­ке Сеза­ра Фран­ка — вели­ко­го орга­ни­ста париж­ской бази­ли­ки Св. Кло­тиль­ды, сочи­не­ни­ям кото­ро­го уже при жиз­ни про­чи­ли место в одном ряду с про­из­ве­де­ни­я­ми Баха. Дру­гая круп­ная фигу­ра сво­е­го вре­ме­ни — ком­по­зи­тор и орга­нист Леон Боэль­ман, один из немно­гих, кто, по сло­вам совре­мен­ни­ков, мог заста­вить непо­кор­ный инстру­мент изда­вать при­ят­ные зву­ки. Дей­стви­тель­но, его про­из­ве­де­ния все­гда отли­ча­ет кра­со­та, мело­ди­че­ский дар, блеск и вир­ту­оз­ность, как, напри­мер, в «Готи­че­ской сюи­те», самом извест­ном и испол­ня­е­мом сочи­не­нии Боэльмана.

Люби­ла пуб­ли­ка и пье­сы Лефе­бю­ра-Вели, напи­сан­ные в мод­ном теат­раль­ном сти­ле. Их раз­вле­ка­тель­ный харак­тер нико­гда не сму­щал авто­ра, и вре­мя под­твер­ди­ло его право­ту — эти эффект­ные сочи­не­ния про­дол­жа­ют зву­чать во всем мире. Завер­шит кон­церт музы­ка Алек­сандра Гиль­ма­на, выда­ю­ще­го­ся ком­по­зи­то­ра и испол­ни­те­ля, пер­во­го широ­ко кон­цер­ти­ру­ю­ще­го фран­цуз­ско­го орга­ни­ста, объ­е­хав­ше­го всю Евро­пу и поко­рив­ше­го Аме­ри­ку сво­ей вир­ту­оз­но­стью и кра­соч­ной «сим­фо­ни­че­ской» мане­рой игры. Сочи­не­ния Гиль­ма­на проч­но вошли в сокро­вищ­ни­цу роман­ти­че­ско­го репертуара. 

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.