Композиторы со всей России написали музыку на стихи репрессированных поэтов

196

19 марта 2019 года в Доме Пашкова (Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5) пройдёт уникальный концерт «Библиотека репрессированных поэтов» в исполнении Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова под управлением художественного руководителя коллектива Евгения Волкова. Партия фортепиано – Людмила Бурова. В программе прозвучат произведения молодых композиторов со всей России и мастеров старшего поколения на стихи поэтов – жертв сталинского террора.

Музей истории ГУЛАГа и Фонд Памяти предложили композиторам по всей России написать музыку на стихи малоизвестных репрессированных поэтов, книги которых представлены в обширной библиотеке библиофила Владимира Петрицкого в Музее истории ГУЛАГа.

Композиторов заинтересовало творчество Павла Васильева (1909-1927), Ольги Берггольц (1910-1975), Давида Гофштейна (1889-1952), Николая Зарудина (1899-1937) и других. Цель проекта – высветить тексты, которые в связи с тяжелыми судьбами поэтов не звучали широко, поэтому стихи известных авторов не использовались.

По словам директора Музея истории ГУЛАГа Романа Романова, важно, что возвращение имен репрессированных поэтов через новое прочтение и звучание происходит в здании Дома Пашкова, где располагалась библиотека Румянцевского музея, хранителем которой был философ Николай Фёдорович Федоров. Он ставил целью всеобщее возвращение жизни, всеобщее воскрешение всех наших предков, всех когда-либо живших людей. Именно его философия лежит в основании этого проекта. «Концерт Памяти – один из форматов работы с темой репрессий. Музей истории ГУЛАГа выходит за пределы экспозиции и рассказывает об истории репрессий через музыкальные произведения, книги и театральные постановки», – отмечает Романов.

Композиторы, которые приняли участие в проекте, представляют разные города России: Ольга Шайдуллина – Москву, Михаил Крутик – Санкт-Петербург, Александр Жемчужников – Екатеринбург, Эльдар Низамов – Казань, Сергей Зятьков – Сургут.

«Музыка, написанная для Музея» – звучит это очень эксклюзивно, как для композитора, так и для слушателя. Лично для меня в работе над этим хоровым циклом, как-то неожиданно возникло желание использовать классическую 4-частную контрастно-составную форму. Возможно, это было продиктовано текстами, которые были отобраны, но скорее всего, это сам «объем» темы, которой касается Музей истории ГУЛАГа, «вывел» такой «классический узор». В финальной части, которая написана на строки Давида Гофштейна, звучат слова: «…погрозит звездный палец мне, и довольно будет с меня». Это говорит ребенок, сидящий на руках матери, и протягивающий ручки к небесному светилу, а оно грозило младенцу своим пальчиком-лучом. Гофштейн написал это стихотворение в 1917 году, когда казалось, все еще могло быть иначе», – рассказывает куратор проекта Ольга Шайдуллина.

«Учитывая поставленные задачи, я открыл целый пласт доселе мне неизвестной поэзии. И для меня было честью соприкоснуться в работе с ней» – отмечает Эльмир Низамов.

Помимо профессионального интереса у Сергея Зятькова были и личные мотивы принять участие в проекте. «Тема проекта мне близка, к ней я буду обращаться еще – мой отец отдал восемь молодых лет Карлагу, затем несколько лет проработал в Джезказгане, оставив об этом городе фотографии, к ним и хочу написать музыку. Меня впечатлило творчество поэта Давида Гофштейна. Тонкие, наполненные жизнью тексты, написанные ещё до мировых войн. Я использовал всего несколько строк – они, скорее, присутствуют, а не звучат. Музыка («Песнопения в темноте», «Месса без слов») – выражусь так – голоса из бездны, которые не умолкают, хотят быть услышанными», – добавляет Сергей Зятьков.

«В программе концерта – преломление репрессированной поэзии как в творчестве музыкантов – современников сталинской эпохи (вокальные произведения Николая Мясковского на стихи Льва Квитко и Дмитрия Шостаковича на слова Бориса Корнилова), так и в сочинениях творцов поколения «шестидесятников» – Романа Леденёва (стихи Николая Клюева) и Кирилла Волкова (стихи Александра Чижевского).

Невозможно представить себе «Библиотеку репрессированных поэтов» без вплетения в неё и голосов композиторов, чьи судьбы были искалечены безжалостной «эпохой великих свершений». Слушатель соприкоснётся с творчеством святого священномученика Георгия Извекова (расстрелян в 1937 на Бутовском полигоне), Александра Мосолова (1937-1938, Волголаг), Александра Абрамского (1930-1932, высылка в Саратов)», – рассказывает художественный руководитель хора им. Свешникова Евгений Волков.

Начало: 19.00.